Реконструкция Большого проспекта Петроградской стороны обернулась конфликтом жителей, активистов и подрядной организации, которая заменила все двери жилых домов. Причем, под одну гребенку попали и стандартные железные двери, наследие 90-х годов,  и исторические, резные начала 20 века. Всего компания заменила 62 полотна, из них 5 стали предметом ожесточенных боев. Ведь каждый такой артефакт — на вес золота. По оценкам архитекторов, в начале нулевых Петербург потерял  90% исторических дверных полотен. Что удалось сохранить и смогут ли старинные двери вернуться на свои места? Репортаж Евгении Альтфельд.

Янина Парунова,историк мебели:
«Это стиль Людовика 16-го, так как его видели в начале 20 века, эти изысканные гирлянды. Всё это очень красиво».

Большой проспект Петроградской стороны, дом 7. Красивая эпоха Серебряного века и северного модерна — расцвет поэзии и столярного дела. Этот резной портал начала 20 века активисты спасли от сноса. Но дверь не успели, ее заменили на новодел.

Соседство старинной работы и неудачной копии только подчеркивает диссонанс. Бог — в деталях. Любимая поговорка архитекторов.

Янина Парунова,историк мебели:
«Человек прохожий, видит, прежде всего, мелкие детали. И они создают то настроение, за которое мы ценим некоторые районы нашего города. Почему в каких-то районах нас охватывает тоска, а в каких-то мы хотим жить. Поэтому в этих деталях — Бог, в них — самое главное».  

Разрешения КГИОП на замену исторических дверей подрядчик не получил, ссылаясь на то, что согласование заняло бы слишком много времени, а реконструкция Большого проспекта — единый проект со своими сроками. Кирилл Иванов — директор ассоциации «Дормост», которая проводила работы, показывает новую дверь в одном из зданий с охранным статусом.

Кирилл Иванов,директор ассоциации «Дормост»:
«Вот так дверь выглядела раньше, и сделан точный аналог. Более того, здесь живет архитектор, который изучался. Его пожелания были учтены. Например, этой ручки не должно быть, попросили граждане, мы поставили. Мы понимали, что идем на нарушение, сроки согласования занимают где-то год».

Но в силу аварийности, мы пошли навстречу гражданам. Разразился скандал. Сотни гневных комментариев в соцсетях. Жители говорят, что не знали о планах по замене. Хотя объявления видны повсюду. В доме 19 по Большому проспекту жильцы сохранили дверь, хоть и не без абсурда. Оригинальную створку годами скрывала железная. В начале 20 века резная дверь украшала фасад, в 90-ые стала внутренней. И сейчас жильцы убедили подрядчиков не убирать ее, а оставить на месте. Как обнищавшая аристократка, замазанная масляной краской дверь, прячется в тени муляжа.

Евгения Альтфельд,корреспондент:
«Парадокс в том, что даже смотря на историческую дверь, новые архитекторы не смогли сделать достойную копию, не нужно быть специалистом, чтобы увидеть разницу в декоре — это история, а это — новодел».

Новые двери — проще, чем реставрация и согласование, которое может растянуться на год. Но помимо нарушения закона, говорит активист Ника Артемьева, есть общечеловеческие понятия.

Ника Артемьева,активист:
«В Петербурге есть специалисты, которые на безвозмездной основе готовы помогать, лишь бы было хорошо. Это проблема, в Петербурге очень мало исторических дверей, мы большинство потеряли в 90-е, они на вес золота и большинство людей не представляют, что они поддаются реставрации. Даже на вид их плохое состояние не говорит о том, что их нужно срочно утилизировать».

Ника Артемьева — автор блога о петербургских деталях, она пишет о красоте и декадансе, о том, что даже под слоем масляной краски можно увидеть шедевр. Сохранение архитектурного наследия Петербурга теперь — настоящий тренд, хайповая тема, которую используют многие популярные блогеры.

Металлические двери массово устанавливали в 90-е годы, когда было страшно зайти в подъезд и безопасность была важнее красоты. Даже один из первых рекламных роликов тех лет в самой рейтинговой программе 600 секунд был посвящен надежности металлических дверей.

Александр Артемьев — один из авторов молодого петербургского проекта «двери с помойки», разношерстная компания из 5-ти человек, среди которых и реставраторы, и специалисты айти, решили спасать исторические двери и мебель. В этой мастерской —  история столярного Петербурга, включая дореволюционный период. Например, эта створка – под обивкой из войлока и кожи мастера нашли тонкую резьбу и лепнину.

Александр Артемьев,дизайнер:
«Мы хотим найти парадную, где она стояла, ищем это место по старым фотографиям. Может быть когда-нибудь она займет свое историческое место».

Исторические дверей — хороший бизнес, спрос на них только растет, все больше жителей старого фонда понимают: пластик и евроремонт не сравнится с подлинными фрагментами.

В Европе старинные двери — предмет национальной гордости. Многие — старше Петербурга. И туристы фотографируются с ними не реже, чем с Эйфелевой башней. Городские активисты берут пример. Судьбу 5-ти дверей с Большого проспекта, которые сейчас под надежной охраной, решали на особой встрече. Позиция городского сообщества стала настолько сильной, что диалог активистов и подрядчика не мог не состояться. Дормост передаст старинные двери реставраторам,  чтобы привести в порядок и вернуть на свои места. Остальные 57 дверей останутся как есть. Они заменили металлические створки, чему жители действительно рады.

Алла Бредец,житель Петроградского района:
«В моем случае, мы бы еще очень нескоро такую дверь установили, для нас это — роскошный подарок, не побоюсь этого слова. Многие говорят, что это фантик, что это новодел. Здесь уже не было никаких исторических дверей».

По закону собственники здания должны сами реставрировать исторические двери. Но сдать деньги могут и согласны единицы. Зато теперь добротная входная дверь из массива дуба добавляет стоимость имуществу. Ну а история с заменой старинных дверей вдохновила петербургских реставраторов на цикл мастер-классов, чтобы научить самих жителей ценить и сохранять архитектурное наследие.

Александр Артемьев,дизайнер:
«Мы хотим показать, людям, что ценно, что не стоит выкидывать старые двери, каждую вещь можно восстановить даже своими силами».

Как театр начинается с вешалки, так дом начинается с двери, ее облик раскрывает  замысел архитектора и создает особое настроение жителям и прохожим. А в век новостроек из стекла и бетона сохранность старинных дверей — еще и важный маркер — насколько этот город бережет свое наследие.