Чем-то похожа на сон история британского артиста балета Ксандера Париша. Вернее, на сказку о Золушке. С поправкой на гендер — история о превращении в принца.

В родном «Ковент-Гардене» он довольствовался участием в массовках, в Мариинке танцует чуть не всех балетных принцев. Обладатель внешности диснеевского принца об этом и не мечтал. Как говорил сам, что провинциальный футболист даже не думает, что его пригласят в «Арсенал».

Участие английского легионера вряд ли прибавляет результативности русскому балету, скорее в целом льет бальзам на чувства патриотов. Признание наших преимуществ из уст иностранцев кажется особо весомым. Например, если они говорят, что наш Исаакиевский собор красивее St.Paul Cathedral. Со сказочным принцем встречалась Дарья Патрина.

Ксандер Париш – один из первых иностранных легионеров в балетной труппе Мариинского театра. Лучезарный заморский принц. «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»… Со временем ему покорились главные сказочные балеты. Да и вся его история как сказка.

О простом английском мальчике из графства Йоркшир, из городка Фирби, где нет и не было театра оперы и балета. В этой сказке есть и «далеко-далеко», и выбор, предложенный трижды, и испытания для героя, и волшебное превращение.

КСАНДЕР ПАРИШ,
премьер балетной труппы Мариинского театра:

«Я помню, как в первый раз вышел на сцену Мариинского театра. Это был волшебный момент. Занавес открылся, и я увидел теплый свет. Я подумал: я здесь, где были Нежинский, Нуреев, Барышников. Как это возможно? Ведь я никто».

В далеком детстве в далеком Йоркшире Ксандер пошел в хореографическую студию вслед за младшей сестрой. Не хотел сидеть на ее концертах в зрительном зале. Потом предложили место в Королевской балетной школе, в 11 лет он покинул родной дом и переехал в Лондон.

Английская балетная традиция – репертуар Аштона и Макмиллана. Много мелких, «бисерных» движений ногами. Но в Лондоне Ксандер узнал и русскую балетную школу. Его любимый преподаватель Анатолий Григорьев был бывшим танцовщиком Кировского театра. Из 14 одноклассников Париша только троих пригласили в балетную труппу «Ковент Гарден», Ксандера — в их числе. Но дальше миманса продвинуться не удалось.

Четыре года он простоял на королевской сцене, махая опахалом. Возможно, так бы и продолжалось, если бы однажды в Лондон не приехал «приглашенный специалист».

КСАНДЕР ПАРИШ,
премьер балетной труппы Мариинского театра:

«Я не знал, кто он такой, только что он – русский. Это была бомба! Потом он уехал и через шесть месяцев стал директором балетной труппы Мариинского театра».

Через полгода, когда труппа Мариинского была на гастролях в Лондоне, Юрий Фатеев, а речь именно о нем, повторил предложение. А потом еще раз.

КСАНДЕР ПАРИШ,
премьер балетной труппы Мариинского театра:

«Он сказал по-английски: Come to Russia! Это было здорово, но я понял, что я четыре года не танцевал, я забыл уже все, что нужно для того, чтобы быть солистом».

И все-таки Ксандер согласился. Он впервые приехал в Петербург девять лет назад в самое мрачное время года: январь, морозы, снег и гололед. С самолета в закулисье исторической сцены Мариинского театра. Там встретил Юрия Фатеева. И тут узнал, что ему уготована единственная мужская роль в одноактной «Шопениане». И это значит, что он — солист. Карьерный прорыв в чужой стране! Хотя испытания продолжались.

КСАНДЕР ПАРИШ,
премьер балетной труппы Мариинского театра:

«Я не понял русского отношения. Было очень холодно. Друзей нет. На русском – ни слова. Только «да» и «нет».

Поначалу он всегда носил листок с кириллическим написанием имени, чтобы находить себя в расписаниях репетиций. На первые премьеры из Англии приезжали родители. А сейчас время от времени его спектакли в Мариинском смотрят английские друзья: они сидят в ложе рядом со сценой, и каждый раз Ксандера смешит, что они так близко.

Сейчас он репетирует «Баядерку». Еще один классический балет в своем «русском» репертуаре. Ксандер знает, что как танцовщик вытянул счастливый билет. И к этому знанию постепенно примешивалось теплое чувство к холодной стране, где исполняются его мечты, к театру, где все по-дружески зовут его Сашей, и к городу, который так красив, особенно в белые ночи.

Получив из рук английской королевы орден Британской империи за служение танцу и развитие русско-британских отношений, Ксандер Париш вернулся в Петербург. Ведь именно здесь он стал принцем.