В начале недели в Гатчине после проведения обряда разгорелся скандал. Кадры жестокого крещения годовалого ребенка разлетелись по соцсетям. ЧП произошло в Мариенбургском Покровском храме.

Таинство крещения закончилось проверкой прокуратуры. В начале неделе в Гатчине после проведения обряда разгорелся скандал. Кадры жестокого крещения годовалого ребенка разлетелись по соцсетям. ЧП произошло в Мариенбургском Покровском храме.

После резонансного крещения, игумена Фотия отстранили от служения на один год. Епископ Гатчинский и Лужский Митрофан принес извинения матери мальчика за поведение священника.

Как выяснилось позже, в отношении игумена Фотия это уже не первая претензия. Мнения сторон выслушал Дмитрий Копытов.

Эти видео шокируют. Многих, в том числе самих священников. Пользователи соцсетей даже называют происходящее сеансом экзорцизма. Последняя запись сделана в Гатчине. Игумен Фотий с силой окунает годовалого мальчика в небольшую купель. 

Мама возмущена и пытается вмешаться, однако священник церемонию не останавливает. Жестокости в своих действиях убеленный сединами игумен не видит. И даже перед телекамерами без стеснения, спокойно заявляет, подобный стиль использует уже 22 года. 

— Я выполнил свой пасторский долг до конца. 
— Но ребенок же кричал. 
— Вы знаете, дети всегда кричат, в большинстве случаев. Они не смеются, когда их крестят. 
— Но ему явно было больно, и ссадины какие-то остались. 
— Я не осматривал ребенка перед крещением. Где он эти ссадины получил.

После скандала и заявления в полицию маму Демида Алексеева пригласили на беседу со священниками Гатчинской епархии. Диалог проходил без телекамер, самого игумена там не было. Перед Анастасией Алексеевой извинились.

«Высокий сан священнослужителя обязывает его обладателя быть образом доброго пастыря Господа нашего Иисуса Христа. Все священнодействия совершать благоговейно, со страхом Божим и чутким отношением к чадам Матери Церкви. Епископ Митрофан выражает сочувствие родителям и восприемникам крещённого ребёнка и приносит свои извинения». 

Однако уже на выходе молодая мать столкнулась с крестителем Фотием. Он как раз ознакомился с указом о собственном отстранении от служения на год. Оказалось, извиняться лично перед матерью мальчика опальный священник даже не думал. 

— Я не спорю, вы его раз окунули, я это вам позволила. Когда я услышала, что ребенок даже не может вдохнуть, а вы его второй раз собираетесь погружать, я воспряла.
— Мама, мама, мама! Если бы вы вели бы себя поспокойнее, вот ничего бы этого не было. 
— У меня ребёнок захлебывался, кричал.
— Он не захлебывался! Это неправда! Я 22 года уже крещу, крещу довольно много. Никто еще не захлебнулся. 

Женщина обвинила игумена в жестокости, он ее — в недостаточной «воцерковленности» и нападках на служителей РПЦ.

— Мама, что я вам могу сказать. Я, конечно, не пророк и не гадалка, но, думаю, однозначно сбудется то, что вы поимеете немалые скорби. 
— Причастны к этому будете вы, да? 
— Вы знаете, да. 
— Это такого рода угроза? 
— Это не угроза. Я знаю немало случаев расправ со священниками.

В диалог на повышенных тонах уже заочно вмешались следователи.

ДМИТРИЙ КОПЫТОВ,корреспондент:
«После, казалось бы, традиционного, но в данном случае необычного таинства мама годовалого Демида пришла в это здание на проспекте 25-го октября. Здесь расположен следственный отдел по городу Гатчине. Правоохранители скандальным видео заинтересовались».
АНАСТАСИЯ АЛЕКСЕЕВА,мать пострадавшего ребенка:
«Мы сняли побои, но результатов я не знаю, все будет у следователя. Может быть, да, я не права, потому что не знаю всех этих глубоких религиозных намерений, что не знаю даже молитв простых, но опять-таки, каждый по-своему веру проявляет. Да, так как крестили столь страшно ребенка. Ребенок сам должен привить это себе. Я буду помогать, но он должен сам решить, как к этому будет относиться».

Анастасия Алексеева не отрицает: этот инцидент все-таки заставил ее усомниться, нужно ли было проводить церковное таинство. Однако, ученые-религиоведы напоминают, что и в 21-ом веке во многих конфессиях существуют церемонии, которые буквально шокируют непосвящённых. 

ПАВЕЛ СТОЛЯРОВ,руководитель Центра апологетических исследований: 
«Конечно, нас пугает, ну, допустим, обряд обрезания, который существует в иудаизме и в исламе. Со стороны неверующего человека это выглядит как членовредительство. Конечно, мы видим, что священник эмоционально переборщил, перегнул палку».

Узнав о случившемся, поддержать Анастасию Алексееву пришла еще одна молодая мама. Она вспоминает: игумен Фотий не делал исключений даже для грудничков. 

ВЕРОНИКА,мама пострадавшего при крещении ребенка:
«У нас было три месяца всего ребенка, он его так окунал. Я даже кричать начала: «Что вы делаете. Ребенок не держит шею. Вы сейчас ему свернете голову». Он его чуть ли не топил, только что рот закрывал ему и все. Когда он его вытаскивал, он задел своим крестом, разодрал ему нос. Царапина была нормальная».

Что касается поведения матери — это вполне естественно, полагают психологи. Женщина видела, что ее сын в опасности, поэтому и запаниковала. Анализировать же поведение самого священника сложнее. 

ВЛАДА ТИТОВА,психолог:
«Любой малыш, когда он чувствует запах матери, когда он чувствует температуру ее тела, биение ее сердца, он успокаивается. Он снова находится под надежной защитой. На мой взгляд, ничего бы не случилось, если бы священник этот момент тоже почувствовал и на короткое время, ничего не нарушая, просто позволил бы матери прикоснуться к малышу, не стал бы уворачиваться от ее, как нам кажется, нападок. Это не нападки, это инстинкт материнский».

Как минимум год опальный игумен церковные службы проводить не сможет. Мама последнего крещенного им мальчика сообщила: не будет добиваться уголовного преследования, но наказанием недовольна. По ее мнению, отлучить от сана нужно пожизненно.