Рекорд в мире киберспорта: призовой фонд чемпионата по Fortnite составил 30 миллионов долларов, победитель получил 3 миллиона. А как обстоят дела с геймерской индустрией в России? Репортаж Андрея Фёдорова.

Новый компьютерный клуб в центре Петербурга. За мониторами не обычные  игроки, а, возможно, будущие кибератлеты. Здесь играют не ради развлечения. Тренируются в надежде стать одними из лучших игроков. Ведь стимулов в этой индустрии теперь предостаточно.

100 лучших спортсменов планеты. Около 20 тысячи болельщиков на трибунах. Непередаваемая атмосфера! И нет, это не матч Кубка мира по футболу. Полный стадион в Нью-Йорке и еще несколько миллионов зрителей у экранов собрали соревнования по компьютерной игре Fortnigt. Шутер с элементами выживания.

Рекордный призовой фонд для подобных мероприятий составил 30 миллионов долларов. Это больше, чем у крупнейших мировых состязаний по велогонкам, гольфу, хоккею, баскетболу, и сопоставимо с самым престижным чемпионатом по теннису – Уимблдоном. Победителем стал 16- летний американец Кайл Гирсдорф. Приз — 3 миллиона долларов, кубок и всемирная слава.

Андрей Федоров, корреспондент: «Это и есть самое начало киберспорта. 8-битный водопроводчик Марио, которого, наверняка, знает каждый. Долгое время это была самая продаваемая игра в мире. По популярности уступала только тетрису. А в конце 80-х по ней проводились первые в истории соревнования.  Тогда, в рамках своей рекламной акции, японская компания "Нинтендо" запустила по Канаде и США грузовики с прицепами напичканными телевизорами и консолями. В прохождении игры на время участие приняли больше миллиона человек».

Но эра приставок просуществовала недолго. Уже в конце 90-х геймеры всего мира пересели за персональные компьютеры. Игровой бум перекинулся и на Россию, которая одна из первых признала, что это не просто развлечение, а настоящая спортивная дисциплина. В многочисленных интернет-клубах начали появляться профессиональные команды. Одна из них М-19. Пять петербургских подростков объединил Counter Strike.

Обыгрывали соперников настолько рьяно, что стали лучшими в стране. А затем и в мире, одолев всех на международном чемпионате 2002-го года в корейском Донжоне – этакая олимпиада для гиков.  Вошли в историю и, как пишет Википедия, «дали небывалый толчок к развитию и популяризации киберспорта в России».

Сергей «NooK» Козловский, капитан команды М19: «Мы старались за каждый миллиметр бороться, именно за счет этого и выиграли, сражались».

В начале 2000-х в компьютерных клубах сражался и я. Правда, спортом это не считал — развлечение. И в Counter-Strike не заходил лет 15. Оказывается, в виртуальном мире, многое изменилось. И настолько, что даже бывший профессиональный хоккеист Константин Мягких бросил карьеру в Канаде и сменил клюшку на мышку, клавиатуру и монитор.

Константин Мягких, организатор киберспортивных турниров: «Киберспорт принимает все больше и больше из традиционных видов спорта. Те же контракты игроков. Если еще три года назад речь о покупке игрока за 100 тысяч долларов, это считалось ВАУ, это круто, то сейчас топовые игроки уже стоят около миллиона долларов».

Общая сумма, которая крутится сейчас в геймерской индустрии, составляет почти 138 миллиардов долларов в год. И она явно будет расти.  В подтверждение прогноза — последние данные от международного агентства We are social.

Суммарное количество зрителей, следящих за различными киберспортивными состязаниями, достигло 1 миллиарда. Только за последний год аудитория увеличилась в полтора раза. Видео про компьютерные игры в интернете смотрят трое из десяти пользователей Youtube. А трансляции Dota 2 , League of Legends, Counter Strike и Fortnite уже опередили по популярности многие традиционные соревнования. По версии комментаторов, в будущем, с появлением новых дисциплин, зрителей станет еще больше.

Михаил «Miker» Мирчук, комментатор киберсоревнований: «Те люди, которые когда-то играли и сейчас взаимодействуют с компьютером, они усваивают информацию довольно быстро, они включаются. Да, им может времени не хватать, чтобы самому вечером играть, потому что семья, другие ценности, времени меньше, но посмотреть, как играет другой и на том уровне, на котором ты никогда играть не будешь — это интересно!»

Андрей Федоров, корреспондент: «Противостояние между любителями традиционного и киберспорта было всегда. Кто-то между ними находит много общего. Например, слаженная работа команды и грамотная тактическая подготовка. Оппоненты же заявляют, что многочасовые тренировки за мониторами невозможно сравнивать с сильнейшими физическими нагрузками. Но и те и другие собирают стадионы. И да, играя в компьютер, теперь тоже можно стать популярным, да еще и миллионером».

И при этом не нужно записываться в секцию? Ходить на тренировки? А достаточно только компьютера и хорошего интернета? Мне такой вид спорта явно подходит. Тем более, профессиональных игроков в России, по статистике, не хватает. В лидерах Америка и Китай.

Александр Павлоградский, представитель Санкт-Петербургской ассоциации киберспорта: «Это из-за того, что, как в 90-х и 2000-х сейчас наши родители считают это несерьезным увлечением. То есть, как телевизор, чтобы время убить. Но мне кажется, что мнение ошибочное. Если бы родители были не против, а за развитие ребенка в кибериндустрии, то было бы гораздо больше спортсменов».

Андрей Федоров, корреспондент: «А вот и инвентарь настоящего киберспортсмена. Мышка, обязательно игровая, топовый монитор, клавиатура, наушники и даже удобное кресло, кстати, недешевое удовольствие.  Самая важная и дорогая часть – системный блок, стоимость которого может доходить — внимание — до полутора миллионов рублей. И я знаю, что начинать можно с чего-то попроще. И "скилл" иногда важнее, чем железо. Но ведь красота».

Пока киберспорт в России воспринимается как уникальное явление.  Он существует параллельно традиционному и, по большей части, в интернете. Но, по мнению многих экспертов, эти границы постепенно стираются. Возможно, что уже для сегодняшних детей соревнования по сети затмят футбол, хоккей и баскетбол.