На «Прямой линии» у Владимира Путина спросили: куда делся народ чудь? Президент ответил — ассимилировался. «Пульс города» рассказывает чуть подробнее. Репортаж Андрея Фёдорова.

Владимир Путин, президент РФ: «Теперь необычный вопрос. Куда делся народ чудь? Ассимилировался в основном».

Андрей Федоров, корреспондент: «Этот вопрос с "Прямой линии" президента процитировали большинство СМИ. И попытались найти развернутый ответ. Мы же постараемся разыскать этот народ».

Сойтись во мнениях по поводу определения чуди ученые не могут до сих пор.  Предположений десятки. От самых невероятных: инопланетяне, племя колдунов, загадочные эльфы или гномы, которые ушли под землю, где живут до сих пор.

До научных. Чудь — собирательное название финно-угорских языческих племен. Упоминается уже в «Повести временных лет», 9-й век, и в трудах Михаила Ломоносова, который писал про когда-то «сильный, но исчезающий народ, разбросанный по России и говорящий на непонятном, "чудном" языке».

 «Сию древность тамошней чуди доказывают и поныне живущие по Двине чудского рода остатки, которые через сообщение с новгородцами природный свой язык позабыли»

В поисках чуди отправляемся в места ее предполагаемого расселения. Всего в трехстах километрах от Петербурга. Винницкое сельское поселение Ленинградской области. 38 деревень в радиусе 55-ти километров.

«Продолжается прием сведений о гражданах, относящихся к коренным малочисленным народам РФ. При себе иметь паспорт и документы, подтверждающие национальность».

Надежда Максимова, сотрудник администрации МО «Винницкое сельское поселение»: «На данный момент есть сегодня два гражданина, проживающих на территории нашего поселения. Сегодня подходил человек и предоставлял документы, что в свидетельствах его родителей написано "чудь"».

Знакомьтесь, Стафеньев Николай Михайлович — чудь. Бегали за ним по всему поселку. Показывать документы и сниматься категорически отказывается. Но сделать селфи после долгих уговоров получилось.

Оказалось, что из трех тысяч двухсот местных, чудью могут называть себя процентов 70. По национальности они вепсы, а это одно и то же. Просто в разные исторические периоды их называли по-разному.

Андрей Федоров, корреспондент: «Называть вепсов чудью перестали только в 20-е годы прошлого века, когда в Советском союзе объявили коренизацию. Эта политическая и культурная кампания должна была наладить отношения между центральной властью и населением национальных республик. Тогда у местных появилась свои районы, сельсоветы, колхозы, школы на родном языке, а в Ленинграде даже разработали вепский алфавит. Правда, просуществовало все это недолго. Уже в 30-х национальная политика в стране изменилась. Районы упразднили, обучение стали вести на русском, а численность самих вепсов сократилась примерно в два раза: с 32-х тысяч до 16-ти».

В советское время всех записывали как русских, боялись гонений и репрессий, рассказывает Вера Лодыгина, представитель 10-го поколения местных жителей. Масла в огонь подливали военные конфликты с Финляндией. Из-за схожести языков и культуры, вепсов могли принять и за шпионов. Чтобы сохранить жизнь, нужно было забыть о своей национальной принадлежности. Теперь же открытые финские пирожки-калитки, визитная карточка вепсской кухни.

— Мы приехали сюда, на самом деле, после прямой линии с президентом, которому задали вопрос: куда делся народ чудь?

Вера Лодыгина, житель поселка Винницы: «Народ чудь-то тут и есть, мы вепсы и есть народ чудь. Чухари и чудь, чудские. Эстонцы говорят помедленнее. И финны тоже.  У них тянется ууу, ааа, ооо, а мы-то говорим быстро».

— Но язык один?
— Да, один. Счет немного отличается.

Андрей Федоров, корреспондент: «О том, где именно в Ленинградской области жил народ чудь, говорят и названия на карте. Многие, конечно, со временем менялись и не раз. Но примерно определить все равно можно.  Вот они, интересующие нас топонимы в разных районах. Деревня Чудская, Чудское, Чудцы, Чудская гора и Чудской бор.  Почти уверен, что не совпадение. Мы же отправляемся вниз по реке Ояти, в место, которое называют "дремучкой"».

И этим словом можно охарактеризовать почти каждое поселение вепсов. Сохранить культуру и язык им помогли глухие леса и болота.

Теперь же, в 21 веке, с появлением скоростных магистралей и интернета, о вепсской культуре, узнают все больше. Вот, например, современная обработка народных песен от карело-финской фолк-рок группы.

Вероника Черникова, деревни Вонозеро: «Мы не такие, мы натуральные. Мы настоящие вепсы».

Бабушкам из деревни Энарвь, или по-русски Вонозеро, похоже не понравилось. Их частушки, говорят, лучше и с историей.

Эти куплеты здесь пели веками всей деревней. Теперь повторить могут только 7 человек. Проблемы у вепсских поселений те же, что и по всей России: молодежь покидает родные места.

Антонина Барышева, деревни Вонозеро: «Вепсы умерли старые, а молодежь уехала. Остались только те, которым за 70 и за 80. Молодежь вся уехала, нет молодежи и разговаривать они перестали по-вепсски, которые маленькие и молоденькие».

Сколько всего сейчас вепсов, точно сказать никто не может. По очень примерным подсчетам 6,5 тысяч человек.  Это те, кого на протяжении 12 веков практически не коснулась ассимиляция, кому чудом удалось не «раствориться».

Владимир Путин, президент РФ: «Но я уверен, что еще он не исчез окончательно».

И теперь это доказано.