Сказалось ли ухудшение отношений между странами на жизни петербургских грузин, выясняла Евгения Альтфельд.

Юрий Зинчук, ведущий: «А теперь давайте поговорим об очень болезненной и пронзительной теме. Я имею в виду обострение конфликта между Россией и Грузией.

В Грузии прошли антироссийские митинги. Очень обидные для нас. Потому что история наших отношений исчисляется веками. Русские и грузины — это одна из важнейших этнических линий в истории наших государств. И нашего города. Давайте вспомним не только легендарного полководца Багратиона, но и создателя такого феномена, как ленинградская театральная школа — Георгия Александровича Товстоногова. Тут даже нечего обсуждать. Нас больше объединяет, чем может разъединить. Поэтому детали конфликта пусть разбирают политики. А мы от лица и русских и грузин официально заявляем: нас невозможно поссорить!

Вот давайте, например, послушаем одного из самых знаменитых петербургских грузин. Нашего замечательного и любимого миллионам актёра и одновременно — классического петербургского интеллигента Олега Валериановича Басилашвили.

Олег Басилашвили, народный артист СССР: «Связи между Грузией и Россией неразрывны. Вспомним хотя бы фамилии Багратиона или Орджоникидзе. Вспомним, что говорил Маяковский: "Я знаю: глупость – эдемы и рай! Но если пелось про это, должно быть, Грузию, радостный край, подразумевали поэты…". Сказал Владимир Владимирович Маяковский, родившийся в Грузии. Вспомните замечательных поэтов Грузии, могилу Грибоедова на горе Давида в Тбилиси… Понимаете, какая история, грузинский народ по его обычаю, гость — это всегда святое, кто бы он ни был, тем более гость из России. Я не встречал более дружелюбного и по-братски настроенного народа среди народов бывшего СССР, нежели чем грузинский народ. А всяких идиотов и мерзавцев в любом обществе хватает. Наша задача, цель наша общая, не дать тенденциям вражды развиваться. Не надо рвать братские связи, действительно построенные на высоких нравственных началах между двумя великими народами – между Грузией и Россией»

Юрий Зинчук, ведущий: «А теперь давайте посмотрим, как в Петербурге отреагировали на события, связанные с российско-грузинским конфликтом.

И, подчеркиваю, ещё раз, отбрасывая детали этого конфликта, можно сказать, что даже в нём, в этом конфликте, можно найти положительные стороны. Хотя бы потому, что эта ситуация лишний раз позволяет найти повод для того, чтобы доказать, как много нас объединяет. И Россию, и Грузию. И мы докажем вам это. На примере Петербурга. Репортаж Евгении Альтфельд».

Сад Гиви Гигитидзе напоминает грузинский дворик. Виноград, цветы, большой мангал. Гиви — зять знаменитого петербургского композитора Андрея Петрова, отец актрисы Мананы Гигитидзе. Со своей будущей супругой Ольгой Петровой Гиви познакомился в Батуми и женился наперекор своим родителям.  

— Он тайно сбежал из дома, приехал в Ленинград. Меня родители рано будят и говорят: просыпайся, жених приехал. То, что все это так сложилось, большую роль в этом сыграл мой папа. Он сказал, Гиви мне нравится. Если бы нет, я бы не стала.

У Гиви и Ольги — большая русско-грузинская семья, в одном доме живет 9 человек. 4 поколения.

— Это по-грузински очень. Папа этого хотел всегда. Он говорил, что рано или поздно мы все вместе соберемся в одном доме. Это воспоминание о детстве, когда много поколений в одном доме.

Стол на 25 человек — это он еще сложен. Гигантский абажур, сделанный на заказ, специи и домашняя чача — рецепт счастья семьи, которая не знает границ. Как и многие другие петербургские семьи, которые объединяют Грузию и Россию.

Манана: «Грузинская кровь настолько яркая. Вроде бы мы такие спокойные петербуржцы, и вдруг оно вылезает».

Темперамент и талант прославил и другого петербургского грузина — врача больницы Святого Георгия. Александр Ломия окончил школу экстерном, первую операцию провел в 18 лет. А потом стал звездой музыкальных шоу. Сам пишет песни. Его так и называют — поющий хирург.

Александр Ломия, врач: «Я ортодоксальный грузин до мозга костей, у нас за дверью квартиры — маленькая Грузия, как только мы выходим, мы находимся в большой России. Я показываю это не только моим детям, но и коллегам, рассказываю, как мы умеем любить, дружить, кушать».
— А как вы умеете дружить?
— Неистово! Как русский бунт, бессмысленный и беспощадный.

Для Александра и его коллег, любителей отдыха в Грузии, нынешняя ситуация — настоящий удар. В ход пошла народная дипломатия.  Вот граффити — гигантский хинкали с хештегом #неГрузи. А вот видео двухлетней давности — «давай обнимемся» россиянка в центре Тбилиси предлагает прохожим побрататься. Сейчас даже больше просмотров, чем в 2017 году. И словно в ответ грузины поют русские песни.

Ольга Вайс, автор блога «Блондинка в Грузии» переехала из Петербурга в Батуми 2 года назад. Рассказывает, как переживают за отношения двух стран ее друзья и коллеги.

Недавно соседке Ольги, владелице небольшого отеля, вызывали скорую. Стало плохо — российские туристы отменили бронь. Но в самом Петербурге поддерживают грузин, рассказывает Саломе Харибава, директор первого петербургского шоу-рума грузинских модельеров.

Саломе Харибава: «Я грузинка, грузины — супер эмоциональные. Когда это все началось, мои друзья питерские увезли на дачу и отобрали телефон, я была вне зоны доступа».

Настоятель Грузинской церкви Петербурга молится о мире и спокойствии. Его прихожане — православные обеих стран, венчаются и русские, и грузины. Некоторые специально приезжают жениться в Петербург. Поэтому и служба на двух языках.

Отец Роман, настоятель грузинского прихода Церкви Шестоковской иконы Божией Матери: «Смотрю, если хоть один-два русских, я некоторые читают на славянском языке, если побольше, тогда пополам я делю».

Эту старинную церковь после разорения восстанавливали петербургские грузины. Среди них — архитектор Борис Берулава. Он приехал в Ленинград учиться и остался на всю жизнь.

Борис Берулава: «Прежде всего, с моей точки зрения, это люди, коренные питерцы. Когда я приехал в 72 году, теплота, отношения между людьми привлекает больше всего. Мы тоже переживаем, нам хочется, мы надеемся, что это все поправится и войдет в то русло, которое было бы во благо».

Евгения Альтфельд, корреспондент: «Грузины живут в Петербурге со дня его основания, первыми были представители знатных родов, которые сыграли в истории России судьбоносные роли. Как князь Багратион. Памятник герою Бородинского сражения установили в Петербурге в 2012 году. Когда Грузия в одностороннем порядке отменила визы для россиян. И всего за год до того, как в отношениях двух странами повеяло холодом».

Никакая политика не повлияет на человеческие отношения, говорит Арчил Одзели — основатель ассоциации грузинской молодежи, которая проводит в Петербурге творческие вечера, кинопоказы, благотворительные концерты.

Для целого поколения «Сулико» — символ советской молодости, в 1937 году ее впервые спели на декаде грузинской культуры в Москве. И вскоре вышли первые грампластинки с ее записью.

Арчил Одзели, руководитель ассоциации грузинской молодежи «Тергдалеулеби»: «В советское время Петербург и Тбилиси были очень близки, у грузин особенное отношение к Ленинграду и это никак не менялось, несмотря на все тяжелые ситуации, которые наши страны переживали. Ничего не изменилось по отношению к русскому народу. Я сам наполовину русский. У меня мама русская. Нашу дружбу сложно сломать, но чтобы нам было проще дружить. Чтобы ездить друг к другу туда и обратно».

Большая политика не препятствие для дружбы и любви — доказывает и большая семья Гиви Гигитидзе. Особенно если российско-грузинский дом — полная чаша, а гостей не отпускают без бутылки чачи по семейному рецепту. И, кстати, именно тесть Гиви, композитор Андрей Петров написал музыку к культовому фильму, где главную роль сыграл, пожалуй, самый знаменитый петербургский грузин — Олег Басилашвили.