«Нет, она не была красавицей», — писал об Анне Ахматовой Корней Чуковский. — Но она была лучше. Никогда не приходилось видеть мне женщину, духовность которой так приковывала внимание». К юбилею поэтессы Русский музей показал, какой Анну Ахматову видели ее современники. 

Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 1915 

Поэтесса была частым гостем в петербургской мастерской художника Натана Альтмана, там же родился один из самых известных портретов. По-декадентски утонченный спокойный образ полон внутренней силы. Изломы юного тела подчеркивает кубистическая стилизация. Ахматова словно парит, унося за собой воспетую Мандельштамом и Блоком шаль. 

Кузьма Петров-Водкин. Портрет Анны Ахматовой. 1922 

Совсем иной видит ее Кузьма Петров-Водкин. Призрачный мир богемы развеян холодом революции. Расстрелян муж Анны Ахматовой Николай Гумилев, покидают страну близкие друзья. На нас смотрит тревожное лицо с плотно сжатыми губами. Художник размещает позади Ахматовой полупрозрачную неизвестную фигуру. Может, это образ ее лирики? 

Наталья Данько. Роспись Елены Данько. Анна Ахматова. 1937. 

Сестры Данько познакомились с Анной Ахматовой в конце 20-х и написали ряд ее портретов. Но наибольшую популярность получила расписная статуэтка Ленинградского фарфорового завода. Перед нами будто прежняя Анна Ахматова – этакая икона стиля с прямой челкой, скованной грацией и знакомой ниспадающей шалью.