Экология, антропология, ботаника, биоэтика. Забудьте, наконец, о делении на физиков и лириков — искусство уже вовсю питается наукой, ну или хотя бы ей подражает. Это демонстрирует проект «Новая культурная (опять-таки!) география», вырастающий в эти дни в центре Петербурга — прямо на улицах или в не приученных к contemporary art’у пространствах. «Проектирование рая» — первая выставка в рамках проекта.

Анна Ялова,куратор проекта «Музейная линия», заместитель директора по развитию ЦВЗ «Манеж»:
«Выходить за стены музеев — это общая мировая тенденция. Появилось такое понятие, как музейная «мягкая сила», что обладает такой силой, способной влиять на городскую среду, менять мнение жителей о происходящем вокруг них».

Чтобы увидеть «Проектирование рая» целиком, надо пройти маршрут протяженностью всего три километра. Осколки утопического рая, где трансформируются и города, и природа, и сами люди, разбросаны во дворике Университета имени А.И. Герцена, старом петербургском особняке и даже актовом зале Университета аэрокосмического приборостроения, чья советская помпезность оттеняет грезы о будущем.

Лиза Савина,куратор проекта «Новая культурная география»:
«Петербург вообще к современному искусству относится с подозрением… Я долго думала про этот вопрос и решила, что искусство должно заходить из людей, чтобы оно стало частью городской культуры, и тогда эта культура будет принята на уровне музеев, галерей, залов.Вопрос даже не в деньгах, это очень хлопотно! Чтобы собрать пять институций, мы потратили много сил, потому что надо всегда объяснить, почему это будет, как это будет, как это повернуть к людям. Но в конце все счастливы и чувствуют себя причастными к художественному процессу. Art & science, на мой взгляд, это то, куда вообще будет двигаться вообще искусство. Потому что оно достигло высот в классических формах, сломало эти формы в XX веке, 1990-е, и постмодернизм над этим посмеялся, переработал. Концептуальное искусство долго думало про искусство для искусства, и сейчас мы находимся, можно честно признать, в некотором кризисе. Art & science — здесь может получиться пересечение, точка, откуда вырастет современная культура…»

Некоторые точки маршрута невозможно найти без подготовки, мимо его отправного пункта также невозможно пройти. Биоморфные скульптуры Дмитрия Каварги у стен Манежа с любопытством разглядывали в этот вечер как Борис Пиотровский и Покрас Лампас, так и обычные прохожие. Кажется, авторы проекта не прогадали. В случайной встрече с современным искусством рождается если не истина, то интерес.