Какие диковинные тайны хранит Бриллиантовая кладовая Эрмитажа? Она нечасто принимает гостей, но является настоящей сокровищницей: ее галерея драгоценностей — одно из  крупнейших собраний ювелирного искусства в России. Особое место здесь занимают дипломатические дары по случаю побед, свадеб или просто в знак особого почтения. Их хрупкая красота покоряла императоров и нередко помогала избежать острых углов в политике.

Анна Лесина,корреспондент:
«Можно ли сказать о том, что дипломатические дары отчасти раскрывают историю взаимоотношений лидеров разных стран?»
Ольга Костюк,заведующая отделом западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
«Да, действительно, дипломатические подарки показывают взаимоотношения, в частности, комплекты конской упряжи. Например, этот фиолетовый был подарен Николаю I от имени султана и падишаха Махмуда II по случаю Адрианопольского мира».

Подношение турецкого владыки поражает своей пышностью. Только один чепрак, подкладываемый под конское седло, украшен 16 тысячами алмазов. Изящные розетки, банты — каждая деталь инкрустирована драгоценными камнями. Кладовая хранит и более ранние свидетельства дипломатического почтения. Например, этот золотой ларец  — один из немногих шедевров эпохи Ренессанса, сохранившихся в мировых музейных собраниях.

Ольга Костюк,заведующая отделом западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
«Этот ларец был сделан для свадьбы польской принцессы Ядвиги Ягеллонки, на ножках ларца мы видим свадебное сочетание гербов и дату 1533 год. Каких только камней здесь нет:  и рубины, и жемчуг, и фигурки из алмазов».

Правда, помолвке не было суждено состояться, а ларец был доставлен в Петербург и стал  приданым жены царевича Алексея.

Особая часть экспозиции — табакерки. В XVIII веке они выдавались в качестве награды и воспринимались как орден, если на них наносили монограмму важного государственного лица. Эта табакерка была вручена Екатериной II графу Алексею Орлову за победу в знаменитом Чесменском сражении. Впоследствии табакерка пережила несколько дарений и, наконец, спустя столетие, стала бесценной жемчужиной собрания Эрмитажа.