Репортаж Антона Цумана о тех, кто пытается спасти бытовые частички исторического Петербурга.

Ярослав Костров два года назад приобрел квартиру доме на Мытнинской улице. И сразу понял — железному новоделу в историческом доходном доме Станового не место. Собрал вокруг неравнодушных соседей, скинулись, что называется, всем миром, и облик дома начал стремительно меняться. Теперь жители дома сообща добились ремонта фасада, сообща установили систему видеонаблюдения. И сами начали следить за порядком. Хотя началось всё, казалось бы, с малого — входных дверей.

А главной входной группе этого дома ещё только предстоит вернуться на место. Сейчас она в руках мастеров. Вот так, миллиметр за миллиметром специалисты восстанавливают поврежденное дерево. Что утрачено — восстановят, что сохранилось — вернут на место. Включая этих деревянных сов — хранителей парадной.

Виктор Парунов признается: для его бригады такая работа не совсем по профилю. Но духовно близкая. Виктор Иванович уже много лет занимается ремонтом старых квартир, восстанавливая старинные интерьеры. Для чего даже собрал целую коллекцию фурнитуры конца 19 века.

А буквально век назад это удивительным не казалось Ещё в 1907 году когда на смену Петербургу имперскому приходил Петербург капиталистический и многие здания перестраивались, был создан целый музей. Его коллекция активно пополнялась и в советское время, когда многие жилые здания проходили капитальный ремонт.

Но для Петербурга как для Музея под открытым небом вопрос, кто позаботится о сохранившихся элементах старины в наших парадных — самый актуальный. И группа городских краеведов организовала настоящий флешмоб. В прямом смысле — отмыть парадные. Например, здесь, на Виленской 6, очищенная усилиями волонтеров плитка буквально заиграла новыми красками.

А для исторического дома Бака такие акции уже в порядке вещей. Отмывать приходится не только витражи, но и следы пребывания многочисленных туристов. Правда по новым правилам уборка в домах-памятниках должна проводиться под контролем специалистов. Поэтому мне смогли доверить разве что протереть перила мягкой губкой.

Вот так и получается, даже если один человек загорается идеей — это уже шанс спасти исторический Петербург.

Анна Давидович — успешный адвокат днем, вечером превращается в мастера-реставратора. А её рабочий кабинет — в настоящую мастерскую. Уже больше пяти лет она буквально спасает старинные стулья. И это даже не хобби, а уже образ жизни.

Стулья попадают к мастеру совершенно разными путями. Со свалки расселенных квартир. А вот, например, антикварный финский стул, который зимой Петербургские дворники приспособили под ограждение опасной зоны во время уборки крыш. Тогда его фотографии облетели все соцсети. Теперь, восстановленный Анной, он украшает комнату её внучки. Казалось бы, это обыкновенный старый стул, но за ним кроется настоящая, живая история.

Казалось бы, что может случиться от потери одного витража, исторической двери или исторического стула? Мол, невелика потеря. Но ведь именно из таких маленьких частичек истории и состоит Петербург прошлого. Можно по примеру наших героев попытаться их сохранить. А можно просто их не замечать. Но в этом случае исчезнет и старый Петербург. Тихо, незаметно. И безвозвратно.