Его трубы покрыты толстым слоем пыли, воздушные каналы выломаны, а к клавишам не прикасались почти 70 лет. Старинный орган конца XIX века — настоящее сокровище бывшей Англиканской церкви, а ныне будущего концертного зала на Английской набережной. Чтобы оживить инструмент, театр «Мюзик-Холл» призвал на помощь ведущего британского исследователя Уильяма МакВикера.

АННА ЛЕСИНА,корреспондент:
«Расскажите подробнее о его нынешнем состоянии?»
УИЛЬЯМ МАКВИКЕР,председатель Ассоциации независимых органных экспертов Великобритании:
«В XX веке орган стал жертвой вандалов. Поэтому множество деталей было повреждено, а некоторая часть и вовсе уничтожена. Поэтому наша задача — провести полную инвентаризацию органа, а это сложно, ведь многие элементы просто разбросаны по углам. Вот, смотрите, мы нашли несколько указателей регистров, которые валялись под педалью».

Уникальный орган создан британской компанией с мировым именем Brindley and Foster. Их новаторская технология позволила создать механизм, по звучанию и конструкции превосходящий все существовавшие тогда в Европе органы. Для России фирма изготовила всего 4 инструмента. Сохранился лишь один.

УИЛЬЯМ МАКВИКЕР,председатель Ассоциации независимых органных экспертов Великобритании:
«Тут находится механическое сердце органа. Здесь очень грязно. Но ничего существенного не утеряно. Заменить и восстановить детали можно, потому что все было изначально выполнено на высочайшем уровне».

Старинный музыкальный инструмент облачен в футляр из темного дуба. В нем удивительно всё: трубы декорированы золотом, черные клавиши сделаны из дерева, а белые покрыты костью.

ДАНИЭЛЬ ЗАЕРЦКИЙ,профессор, заведующий кафедрой органа Санкт-Петербургской государственной консерватории, заслуженный артист России:
«С помощью специальной аппаратуры, которую привез наш эксперт, мы в какой-то степени воссоздали звучание инструмента, и выяснилось, что он был создан в так называемом викторианском строе, который был выше нашего современного, и это придавало органу серебристое яркое звучание».

Работы по возрождению самого раннего из больших органов Петербурга скорее всего пройдут на его родине в Англии. Для этого инструмент полностью разберут. Трудоемкая реставрация продлится не менее года. Уильям МакВикер называет инструмент мировым культурным достоянием, он уверен: скоро мы сможем услышать его звучание.