Елена Скульская — эстонская писательница, поэтесса, драматург представила в Петербурге книгу «Компромисс между жизнью и смертью», где одна из глав посвящена Сергею Довлатову, с  которым они работали вместе  в газете «Советская  Эстония». Елена Скульская рассказала «Культурной Эволюции» о том, каким Довлатов был в обычной жизни и как его увольняли из газеты по приказу партийных органов.

Елена Скульская,писатель, журналист, переводчик (Эстония):

«Это было в 1975 году. И вопрос решался на редколлегии, а редколлегия была закрытая. Впечатление было трагическим… Те, кто ему сочувствовал, мы все ждали под дверью. И когда он вышел оттуда, он сказал: «Не подходите ко мне. Это может быть небезопасно для вас». Три года, пока он не покинул Советский Союз, мы активно переписывались, хотя мое окружение было против, они опасались за сохранность этих писем. Я их перепрятывала, и у меня осталось 19 писем. Они  блистательные, остроумные, и там есть вещи, которые он никому не писал. Поскольку он ко мне относился  не как коллега к коллеге, а как учитель к ученику.

Сереже всегда хотелось,что-нибудь придумать, чтобы разнообразить нашу довольно унылую жизнь, где 100 человек делали четырехполосную газету.  То есть делать было практически нечего. Сережа придумал «Газету для больших и маленьких», которая вкладывалась в нашу основную газету. Вышло два или три номера, где каждый из нас что-то сочинял. Сережа сочинял стихи.  Вышло два или три номера. Сережа сочинял стихи, где рифмующиеся слова были «русское» и «эстонское». Предполагалось, что дети выучат какое-то эстонское слово. Например, «Таню я благодарю за подарок Танин. Ей спасибо говорю, по эстонски — «танэн». Это по эстонски «спасибо».

Он никогда не переходил черту, за которой заканчивалось равноправие, он никогда не обижал тех, кто был слабее его, кто не мог с пинг-понговой реакцией ответить на его остроты, никогда  не затрагивал самые больные вещи для человека. То есть у него всегда было чувство жалости по отношению к людям.  Сергей всегда знал, что текст движимый ненавистью, обидой, раздражением, чувством неприязни, такой текст не принесет удачи автору».