Кронштадту 18 мая исполняется 315 лет. Остров-призрак, который долгие годы был закрыт для большинства, готовится к небывалой перезагрузке. Накануне юбилея Министерство обороны представило амбициозный проект развития острова-музея, где каждый третий квадратный метр земли принадлежит военным. Реконструкция знаменитых фортов, канатные дороги, океанариум и гостиничные комплексы. Как заброшенные руины превратить туристический кластер мирового уровня и что думают об этих планах сами жители Кронштадта? Репортаж Евгении Альтфельд.

Евгения Альтфельд, корреспондент: «Флотская улица — самый центр острова моряков. Когда-то здесь была натертая до блеска брусчатка, а по выходным улица наполнялась молодыми людьми в белоснежной форме, которые спешили в увольнение. От флотского порядка на Флотской улице теперь не осталось и следа».

43 года назад Владимир Шатров впервые попал в Кронштадт моряком, жил в казарме, этом самом доме на Флотской улице. Тогда остров был закрытым военным городом, а улицы были чистыми как надраенная корабельная палуба.

Владимир Шатров, краевед, житель Кронштадта: «Листок с дерева еще не успел упасть, его уже подметают…».

Теперь в бывшей казарме — военное общежитие, и Владимир беспокоится за детей, для которых такие заброшенные здания интереснее Диснейленда. Стены накренились, крыша провалена — и никакого ограждения.

— Это не сегодня — завтра упадет и задавит всех, кто будет рядом. Все военные объекты в Кронштадте, которые оставили военные, в таком состоянии. Хозяева ушли. И когда мы видим по телевизору эти красивые ролики, мы думаем — ребята, наведите сначала порядок на своих объектах, а потом предлагайте нам канатную дорогу с форта на форт».

Речь об этом видеоролике, который презентует амбициозные планы по развитию Кронштадта. Форт Александр Первый — интерактивная театральная площадка. Кроншлот — зал для мероприятий в духе 19 века. Форт Петр Первый — исторические реконструкции. На острове построят океанариум и дайвинг-центр. Из Петербурга пустят быстроходные катера. А из Хельсинки — целый паром. Но пока сам Кронштадт не готов к такому потоку туристов. В двух гостиницах на острове могут разместить не больше 100 человек.

Построить новое здание в Кронштадте в пять раз дешевле, чем реставрировать старинное. Но инвесторы, которые видят потенциал острова, готовы на колоссальные траты. Леонид Яцук — один из первых бизнесменов, который решил вложиться в Кронштадт еще много лет назад. И теперь возрождает к новой жизни усадьбу адмирала Лазарева.

Сам Лазарев в этом доме не жил, на месте деревянной усадьбы знаменитое здание со шпилем построила община сестер милосердия в начале прошлого века. При советской власти здесь была поликлиника, потом дом неоднократно горел, и побывал в руках недобросовестных владельцев. До недавнего времени инвестиции в Кронштадт были проблемой. Нынешние хозяева обещают воссоздать исторический облик дома и превратить его в гостиницу на 30 номеров.

Вереницы туристических автобусов — пока видимый успех. Они приезжают в Кронштадт одним днем, ведь здесь ни остановиться, ни вкусно поесть. На весь остров пара ресторанов, хотя надо отдать должное – еще 5 лет назад здесь даже кофе было негде попить. Но бизнес явно оживился – ресторан голландской кухни, например, по своему дизайну не уступает заведениям на Невском проспекте. Цены, правда, тоже не отстают — 250 рублей за бутерброд с балтийской килькой.

Удобная инфраструктура — тоже один из пунктов программы перезагрузки Кронштадта, ведь после перевода части военно-морских училищ на остров сюда переедет около 8000 курсантов и большой преподавательский состав. Разместить можно и в три раза больше новых жителей  — надо лишь отремонтировать здания, оставленные военными. И тот факт, что проект курируется лично министром обороны Сергеем Шойгу, вселяет уверенность.

Евгения Альтфельд, корреспондент: «В советское время попасть в Кронштадт можно было только по спецпропуску, но даже тогда в самом городе были объекты, куда не пускали даже местных жителей. На территории старинного Адмиралтейства до недавнего времени была воинская часть. Теперь гигантскую зону за этой стеной передают парку "Патриот"».

В 18 веке здесь был канатный завод, смольня, парусные мастерские. Гигантский комбинат по обеспечению российского флота. Обветшалые здания приспособят под интерактивный историко-патриотический парк.

Андрей Кононов, директор военно-патриотического парка «Патриот»: «Состояние удовлетворительное, но надо поработать. Поднимем архивы, посмотрим что было внутри, и будем насыщать все экспозиции».

Пока же в Адмиралтействе успели воссоздать часовню и памятник Петру, который в советские годы превратили в ленинский бюст. Недавно в Кронштадте реконструировали и знаменитый Летний сад, разбитый Петром Первым.

Летний сад стал чистым, но скучным, говорят местные жители. В советское время здесь были танцы, комната кривых зеркал, мороженое. В бассейне Петровского дока катались на лодках. Теперь из развлечений — две скромные детские площадки и три достопримечательности — дуб, посаженный адмиралом Макаровым, и памятники героям-морякам.

Гавани, которые помнят знаменитый Кронштадтский мятеж и матросов, бегущих по льду в наступление, теперь готовятся стать частью острова-музея, острова чудес.

«Беспокойный» — самый большой в России корабль-музей, но экскурсия пока только по палубе, говорит капитан. Внутренние помещения только приспосабливают под экспозицию. Корабли все-таки — главный кронштадтский магнит. Придание Кронштадту статуса столицы военно-морского парада по решению Владимир Путина стало еще одной важной отправной точкой для острова Котлин. Ну где еще, как не в Кронштадте, может во всей красе  развернуться такой гигант, как подводная лодка «Дмитрий Донской»?

Будут ли реализованы все эти масштабные планы по развитию острова — вопрос финансовый. Это главный фактор, который определит будущее Кронштадта — либо к радости тех, кто мечтает о новой жизни и развитии, либо к радости тех, кто не хочет вмешательства в свой привычный уклад.