Для чего нужны свои 6 соток – для работы или для отдыха? И кто он – дачник 21 века? Репортаж Натальи Бандуриной.

Наталья Бандурина, корреспондент: «Как из множества квартир узнать, где живет садовод? Огородника выдают окна — весной они до самого потолка заставлены рассадой, в этих огурцово-помидорных джунглях живут совершенно особенные люди».

Музыка, слова — народные, поет Тамара Улыбина. Пенсионерка — садовод со стажем. Говорит, песня, может быть, даже лучше удобрения помогает расти помидорам и перцам.

Тамара Улыбина, садовод: «За всем нужен уход, вот так возьмешь, с любовью, ходишь».

Брюки с модным леопардовым принтом, кофта с люриксом, безупречный макияж и маникюр — 78 летняя пенсионерка никак не вписывается в привычный образ огородника. Не давит прохожих сумками на колесиках в метро, не оттесняет в электричке рюкзаком. Рассаду старается возить на машине.

Положение обязывает: супруг Тамары Яковлевны был генералом. Вдова и сейчас безупречна в манерах и словах — будь то встреча ветеранов или собрание садоводов.

Наталья Бандурина, корреспондент: «Каждый садовод у себя на даче и генерал, и подчиненный, но совершенно точно есть два противоборствующих лагеря: те, кто приезжают пахать, и те, кто отдыхать».

Только газон — никаких грядок. Картошку вытеснили альпийские горки, там, где раньше колосился лук, теперь живут глиняные гномы. Марина предпочитает слушать пение птиц утром и треск поленьев в мангале вечером. Именно такой должна быть дачная жизнь, считает девушка:

— Тенденция современного мира такова, что мы все очень много работаем и хотелось бы просто отдохнуть, и поэтому мы решили, что это будет наш уголок такой тишины и уединения.

Вырица, Петергоф, Комарово. Исторически — три столицы дачного Петербурга.

Свой домик для отдыха — это модно, проводить лето за городом весьма полезно для нервной системы, писали газеты 1901 года. Кроме того, это удобно. Строительство новых железнодорожных станций подталкивало горожанина к загородной жизни.

Наталья Бандурина: «А дачный бум поддерживают: Матильда Кшесинская и Карл Фаберже, притягивает особый климат, ведь совсем рядом Финский залив и вот уже это место называют Северной Ривьерой».

«И этот воздух, воздух вешний, морской свершивший перелет…» — так о Комарово пишет Ахматова. Свой дачный домик, полученный от ЛИТФОНДА, она ласково называла зеленой будкой. Анна Андревна была абсолютно не приспособлена к ведению хозяйства, топчан на кирпичах заменял ей кровать, мебель, чтобы обставить комнату, собирали по всему поселку. Сейчас в этом доме живет писатель Валерий Попов. Бывшая хозяйка, говорит, часто напоминает о себе.

Валерий Попов, писатель: «Да, было жутковато сначала, потому, как казалось, что она здесь присутствует».

И только здесь, в Комарово, Соловьев-Седой и Черкасов, Евгений Лебедев и Товстоногов — не просто великие и прославленные артисты, режиссеры и композиторы — а соседи по даче.

Елена Травина, краевед: «Здесь число гениев на один квадратный сантиметр, конечно зашкаливает».

Знаменитые 6 соток. Целая эпоха загородной жизни советского человека. Не 10, не 8 и не 3. Математики и экономисты Центрального Комитета КПСС в конце 60-х точно рассчитали, сколько нужно земли, чтобы можно было прокормить семью из 4 человек, а излишков, на продажу не оставалось. Кроме того, в раздаче участков был и политический подтекст: посмотрите, американцы, как у нас, буквально каждый имеет загородный дом. Сами садоводы после выхода на экраны фильма про рабыню Изауру, в шутку, стали называть свои 6 соток «фазендой».

Наталья Бандурина: «Дачник — любимый персонаж юмористических программ, образ садовода хорошо узнаваем. Это всегда нечто скукоженное, сгорбленное, согнутое под тяжестью своего рюкзака с картошкой, морковкой и прочим корнеплодом».

Мы все живем по обычному календарю. Они — по лунному. Есть какая-то магия во всем этом. Когда морковка и флоксы не могут быть посеяны в один день.

Садоводства — это наше изобретение, такого нет больше нигде в мире. Стремление работать на земле у нашего человека в крови. Даже если весной закапываешь больше картошки, чем выкапываешь ее осенью. У Натальи Михайловна нет дачи, а желание пропалывать и окучивать есть. Поэтому она сажает цветы в городе, возле своего дома.

Наталья Бандурина: «А это моя дача. Какой я дачник! Наверное, я не вписываюсь ни в одну из категорий — я дачник наездами, точно могу сказать, что завтра мне на работу, а здесь я только ради съемок».