Варвара Фёдорова,корреспондент:
От века XXI до века XVIII буквально рукой подать — расстояние до Лахта Центра меньше километра. Отправиться в путешествие во времени приглашает историческая верфь, где заканчивается воссоздание первого линейного корабля Балтийского флота — «Полтава».
Михаил Плеханов,главный строитель корабля «Полтава»:
Этот корабль создавался именно как корабль-музей. Мы лишили себя возможности ходить по морям и океанам в угоду историчности и аутентичности. Технически он сможет выйти, но ни одна страховая компания, ни одна портовая власть — вряд ли найдётся такая, которая разрешит ему это сделать. Это самая главная часть корабля, ради этого линейные корабли и строились. Это орудийная палуба. Это батарея, на которой располагались пушки.
Варвара Фёдорова,корреспондент:
Если вся эта палуба была заполнена пушками, то где же был экипаж?
Михаил Плеханов,главный строитель корабля «Полтава»:
В этом и заключается тяжесть службы на кораблях. На этой палубе весь экипаж располагался. Экипаж составлял 350 человек, кроме тех людей, кто нёс вахту и был задействован в управлении кораблём. В ночное время все спускались сюда и жили здесь. Было страшно тесно. 1712 год. Петровское время. Он действовал на Балтийском море, он ходил до Дании в проливы, в каких-то значимых сражениях он не отметился, но он ценен исторически тем, что это был первый линейный корабль и Пётр принимал участие и в проектировании, и в строительстве, и несколько раз был здесь адмиралом, то есть поднимал свой императорский штандарт. Это капитанская каюта. На корабле очень не комфортно было жить, в этом отношении иметь своё отдельное помещение для капитана и адмирала — это великолепно, это лакшери. В подобных гамаках спали и моряки, и офицеры, единственная разница, что вот сюда в изголовье ставилась деревянная планочка примерно в ширину плеч, и за дополнительную длину этой палочки матросы наказывались. Более длинная палочка — это больше пространства на корабле, а пространства было очень мало. Аккуратнее, голову берегите, здесь низко! Сейчас мы попадаем на хозяйственную палубу, которая называется орлоп-дек, ниже нас находится трюм, где располагался балласт, ядра, бочки с водой, с вином, дрова, провизия. И для того, чтобы спуститься из этого помещения в трюм вот даже настил этой палубы не приколачивался гвоздями — видите, его можно поднять и вытащить оттуда снизу то, что там лежало.
Варвара Фёдорова,корреспондент:
В XXI веке строить деревянный корабль XVIII века — это…
Михаил Плеханов,главный строитель корабля «Полтава»:
Это, да. И многие разрешающие органы относятся к нам так, будто мы немножко не в себе. Ну, действительно. Можно построить не по канонам XVIII века, а по началу XX, это будет совсем другой корабль. Он будет быстроходный, он будет легче. Мы собрались для того, чтобы люди не думали, что парусный флот — это так весело и пушисто, как в «Пиратах Карибского моря», это всё совсем по-другому. Когда люди попадут на палубу сюда, услышат как корабль на ветру скрипит, как он двигается, как он ходит, попробуют покрутить штурвал. Дать возможность соотечественникам не только красивую картинку, но потрогать это своими руками и связать это со своей историей. Вот это главная задача корабля.