Искусство народу. Создатель кинопроекта Exhibition On Screen – цикла  фильмов о  великих музеях и художниках – британский документалист Фил Грабски приехал в Петербург. Здесь он приступил к съемкам двух будущих проектов о Леонардо да Винчи и образе Пасхи в мировом искусстве.

Затем в кинотеатре «Аврора» представил картину «Ван Гог и Япония». А еще нашел время, чтобы рассказать нам, зачем широкой аудитории нужны такие фильмы-выставки.

Фил Грабски,кинодокументалист, продюсер:

«Вопрос не в том, зачем зрителям фильмы о художниках, а можем ли мы жить без них? Когда мне говорят «я вообще искусство не люблю», мне хочется поспорить. Я убежден, что каждый человек интересуется искусством, должен им интересоваться и может его понять. Ведь мы каждый день принимаем своего рода художественные решения, даже если это касается одежды, которую выбираем. У нас нет доказательств, что где-либо еще в Галактике есть существа, которые создают искусство, а мы, люди, на это способны! 

Больше всего я хочу, чтобы мои фильмы подтолкнули пойти в местные галереи. Пойти увидеть произведения искусства своими глазами. Сегодня у каждого из нас огромный выбор: интернет, телевидение, кино, музыка. Всего много. И все мы делаем набегу: общаемся, едим, переставая чувствовать настоящий вкус. И также с искусством. Нельзя прийти в галерею, сделать селфи или провести прямой эфир в соцсетях и думать, что ты посмотрел выставку. Картины надо разглядывать! Когда ты вглядываешься, то видишь истории, которые за каждой работой скрываются. Ведь все художники в первую очередь рассказчики.

Мне кажется, это аргументация ленивых людей – нравится мне или не нравится. Так же как с едой. Мне не надо знать ничего про культуру страны, откуда эти блюда, я их ем и получаю удовольствие. Но лично я получаю больше удовольствия, зная подробности. 

Также и с творчеством Ван Гога. Естественно, что он так популярен, он же яркий, выразительный. А яркие цвета – это как фаст-фуд, они моментально насыщают. И его сюжеты понятны: портреты, цветы в вазах, пейзажи… Но картины Ван Гога воздействуют на зрителя сильнее, если знать биографию, знать о его психическом расстройстве. Или, например, такой факт, что первые подсолнухи он нарисовал, просто чтобы хоть как-то украсить стену к приезду Гогена в его дом на юге Франции, где он хотел создать новое коммьюнити художников. Чем лучше ты представляешь контекст создания, тем больше ценишь сами работы. Что я наблюдаю в России? Аудитория, которая приходит на наши фильмы, демографически очень разнообразная. В Англии, Штатах, Австралии наши зрители – это люди 50-55+. А здесь к нам приходят зрители от 18 до 80. Это здорово! Я бы хотел, чтобы также было в Великобритании».