Специальный репортаж Натальи Бандуриной из Турции, где в полную силу готовятся к туристическому сезону.

Наталья Бандурина, корреспондент: «Что видит работяга в курортном городе? Да то же самое, что и отпускник — море, солнце, только один в купальнике, другой в плаще».

Шопинг, куда без него? Улицы буквально переполнены сумками, джинсами, сладостями, у каждого магазина дежурит продавец-психолог, главная задача которого, продать как можно больше.

Но обо всем по порядку. Последний раз я была в Турции в 2013-м. Отдыхала. Меня называли Наташей, впервые тогда хотелось сменить имя. Доллар стоил 30 рублей, а соотечественники настолько чувствовали себя здесь как дома, что, уезжая из отелей, набивали сумки чайными пакетиками, халатами и полотенцами.

С тех пор изменилось все, валюта стала многим не по карману, а значит и отдых, два года в Турцию не летали чартеры, уже из-за большой политики. Теперь, когда «оллинклюзив» снова доступен, узнаем какая она — Турция? Все еще для русских или нет?

Анталия. Первая остановка — супермаркет на окраине города. Здесь встречаемся с Татьяной и ее супругом — Угуром. Она русская, он турок. Счастливы вместе вот уже 10 лет. Двое детей и 12 тысяч подписчиков на Youtube — о своей жизни в Турции Таня ведет видео-дневник.

Курортная жизнь, ее почти не интересует, на данный момент вся семья мечтает о том, чтобы Россия снова разрешила безвизовый въезд для турков. За время «открытых границ» в Турции таких интернациональных семей появилось очень много.

Татьяна Яшасын: «Да с этим есть сложность, каждый раз приходится ждать визы, мы бы очень хотели, чтобы их отменили».

Специально для Угура, который уже не мыслит своей жизни без русских снежных зим, передаем ему привет из холодного и далекого Петербурга.

Альпер Хазне 25 лет назад покинул Турцию, и теперь приезжает туда как турист. В России учился, женился, работает, его дети живут в городе на Неве. Признается, что в тот самый момент, когда решалась судьба отношений двух его родин, сильно переживал и очень рад, что политикам удалось договориться.

Альпер Хазне: «Было очень некомфортно, но мы все следили за новостями. Слава Богу, все разрешилось хорошо».

Одним словом, и там, и здесь турки и русские мечтают об одном — о дружбе. Но вернемся в Анталию. Конец апреля — особенное время для Турции. Она будто замерла в ожидании гостей. В отелях закончился косметических ремонт, а на кровати прилетают первые лебеди после зимовки.

Эдакое сладкое предвкушение перед тем, как точно знаешь, что сорвешь куш. Особенно это ощущается, конечно, на рынке…

— Ну, Петергоф, Эрмитаж, река Нева у вас есть…

Пройти незамеченным невозможно. На русском, почти без акцента тебе предложат и футболку купить, и кофе выпить – настоящий турецкий в качестве бонуса.

Уже за чашкой ароматного напитка, Мустафа, продавец с 30-летним стажем, рассказывает, как теперь с удвоенной силой приходится обрабатывать клиента, включать все свое обаяние, чтобы русский достал деньги. Говорит, у них цены не изменились, но из-за курса Иван перестал покупать джинсы. Цены выросли на все, выпить кофе — 300 рублей, прокатиться на такси — 1000.

— Изменился турист русский? Раньше приезжали, кутили. Сейчас также?
— Ничего не изменилось, ничего не изменилось

И это правда. Вот Ирина из Уфы днем, на пляже. А это Ирина уже звезда танцпола (и заодно Youtube) вечером в отеле.

При всем при этом, русский турист, все же изменился. Он приезжает сюда не только набирать килограммы, но и сбрасывать их. В моде экстремальный отдых, едут на лечение. Турецкая ассоциация медицинского туризма приглашает наших врачей обмениваться опытом. Наши спортивные клубы приезжают на сборы.

Эмин Чакмак, глава ассоциации медицинского туризма: «Русский турист, который приезжает к нам, он не чувствует, что он приезжает в какую- то другую страну, он чувствует себя здесь как дома. Было затишье в наших отношениях, но россияне снова приезжают. У вас холодно, а у нас солнце и море, здесь могут тренироваться спортивные команды».

— Мороз и солнце, день чудесный! Еще ты дремлешь друг прелестный…

Пушкин — он и в Турции Пушкин. Куда без него в русской школе? Здесь учатся дети эмигрантов со всего СНГ. Открылась она в 2005-м, когда наши стали активно скупать недвижимость на побережье Средиземного моря.

Со стен столовой смотрит Петергоф, школьный звонок — на мотив арии из оперы «Князь Игорь». Все это очень ностальгирует по Родине.

— Скучаете по России?

Андрей Михайлов: «Да, я очень скучаю, здесь невкусная колбаса, а в Петербурге я жил в Царском селе, и мы ходили на экскурсии, мне очень этого не хватает».

Андрей с родителями скоро вернется в Россию. Молодой человек собирается поступать в Ульяновское авиационное училище. Но чаще русские остаются здесь жить. А еще сложилась отдельная каста туристов — за 20 лет курортной жизни они смогли воспитать целое поколение турков, которые выучили русский, научились варить борщ и макароны по-флотски. Женились на наших Наташах. Куда мы теперь друг без друга? Чтобы не происходило в многовековой русско-турецкой истории, мы обречены на то, чтобы быть вместе.