Со времён Екатерины II Крым занимал особое место в жизни Петербурга. А как эта история пишется сейчас, в 21 веке? Репортаж Евгении Альтфельд.

Наверное, все ленинградские школьники мечтали о поездке в Артек — главный лагерь Советского союза. Петербургский учитель Светлана Гудзик не попала туда ребенком, зато 2 года работала вожатой. Вот — она со своим отрядом. В то самое лето, когда в Артек приехала американская девочка Саманта Смит, которая в разгар холодной войны написала письмо Андропову. Светлана показывает снимки, обошедшие весь мир: Саманта — в русском кокошнике и в пионерском галстуке.

Светлана Гудзик, заместитель директора по УВР школы №636: «Саманта Смит, светлая девочка такая, все хотели быть с ней, вожатые хотели с ней работать. Но были определены владеющие языком. Девочка, которая не побоялась наперекор всему надеть форму артековскую. Подчинив себя режиму Артека».

Спустя 35 лет Светлана, как и десятки других петербургских артековцев, снова приехали в Крым, на праздновании 90-летия легендарного лагеря. В память остались красный галстук,  сувениры от вожатых из разных регионов России, а главное — традиции и образовательные бренды знаменитого Артека, которые так нравятся петербургским школьникам.

Считается, что первым артековцем был сам Александр Пушкин, который отдыхал на крымском побережье. О том, сколько всего связывает Петербург и Крым, сегодня знает любой школьник. Но живая экскурсия интереснее урока истории, считает петербургский экскурсовод Виктор Канин. Для туристов с полуострова он составил специальный маршрут по крымским местам в Петербурге. От очевидного памятника Екатерине, при которой Крым стал частью Российской империи, до бюста Айвазовскому, знаменитому автору черноморских пейзажей.

Виктор Канин, экскурсовод: «Как дополнение очень желанное, эта связь с Крымом, чтобы они почувствовали насколько мы близки. И духовно, и многочисленными памятниками».

О трехсотлетних отношениях Крыма и Петербурга можно говорить бесконечно, новые страницы истории пишут наши современники. Известный петербургский летчик Вадим Базыкин уже 2 года живет на два дома: больше времени проводит в Крыму, где руководит стройкой севастопольского аэропорта и налаживает малую авиацию на полуострове. Чтобы стало доступным и аэротакси, и медицинские перевозки. Вадим говорит, что ему нравится нынешняя атмосфера Крыма — само время перемен.

Вадим Базыкин, заслуженный летчик РФ: «В чем-то я им завидую, они только начинают этот путь, который мы прошли в 90-е годы. Революционный период, когда хочется, чтобы все произошло не за 500, а за 100 дней. Это очень чистые люди, которые пришли в Россию и по закону, и по любви. Я это сам вижу, у меня масса друзей и в Севастополе, и в Крыму».

Вадим Базыкин рассказывает, как на месте маленького ангара площадью в 3 квартиры общими усилиями будет построен современный аэропорт Севастополя. И это далеко не единственный проект, который объединяет два региона.

Евгения Альтфельд, корреспондент: «Крымские бизнесмены очень хотят работать с Петербургом и готовы на миллионные инвестиции. Но поначалу, как и в любой другой сфере, не все идет так гладко, как хотелось бы. Тому свидетель — умная остановка Крымского производства в самом центре Невского проспекта».

В Петербурге умные остановки не прижились. Оборудование привез в Петербург севастопольский бизнесмен Антон Червинский, остановка помогает выйти в интернет, зарядить телефон, узнать информацию о транспорте. Но обслуживать и содержать остановку в Петербурге оказалось сложнее, чем предполагал Антон. И нашел другие рынки сбыта.

Гораздо лучше идут дела у гастрономического бизнеса. Один из  петербургских ресторанов крымско-татарской кухни, которые, кстати, открылись задолго до референдума. В зале — ковры и картины ялтинских художников. На полках хит крымских хозяек — домашнее варенье из орехов и шелковицы.  Сушеф Евгения Чистякова показывает, как лепить традиционные крымские пельмени. В народе блюдо называют слезы невесты.

Пельмени должны быть настолько мелкими, чтобы в одной ложке помещалось 15 штук. Тонкостям национальной кухни Евгения вместе с другими петербургскими поварами училась в Крыму. И привезла в Петербург аутентичные рецепты.

Вот так Крым и Петербург, между которыми почти 2,5 тысячи километров, связывают судьбы  совершенно разных людей: от героев-летчиков и бизнесменов до школьных учителей и шеф поваров. Крым и Петербург снова пишут новые страницы общей истории.