Как за эти годы изменился Крым? Что было, что стало и что будет? Репортаж Антона Цумана.

Антон Цуман, корреспондент: «Первое, что теперь можно увидеть, прилетая в Крым самолетом, новый международный терминал аэропорта "Симферополь". Ещё 5 лет назад здесь было голое поле. А теперь — воздушные ворота в Крым. И самое время посмотреть, а как за эти 5 лет изменился весь полуостров».

Конечно, главная перемена, замеченная не только в России, но и во всем мире — Крымский мост. Туда мы в первую очередь и отправляемся. При этом по дороге не упускаем случая пообщаться с самыми осведомленными людьми — местными таксистами.

Владимир Мефёд, водитель такси: «Есть такая категория людей, которые жалуются на то, что нет возможности лежать на диване и жевать дармовые плюшки. А вот оптимизма у людей добавилось — это точно».

Крым превратился в одну большую стройку, которую в 2014 году просто невозможно было представить. Складывается впечатление, что ведущая к мосту трасса «Таврида» буквально возникает сразу под колесами автомобиля.

Ещё никто и никогда в 21 веке не реализовывал настолько масштабный проект в такой короткий срок. Права на ошибку не было, её не могло быть, потому что за этой стройкой следил весь мир, как в прошлом веке — за строительством Байкало-амурской магистрали. Кто-то с радостью, кто-то с неприязнью, кто-то с откровенной завистью и злобой.

Теперь рядом с уже открытой автомобильной частью полным ходом продолжается строительство железнодорожной. Работы ведутся даже в выходные дни, не прекращаясь ни на минуту. Со дня на день здесь планируют опустить, как говорят строители, последний пролет.

Отряд Андрея Рожкова устанавливал первую опору моста через Керченский пролив. Тогда до стройплощадки приходилось добираться на лодках. А на вопрос, что заставляет каждое утро, несмотря на непредсказуемую морскую погоду выходить на вахту, Андрей сразу находит ответ.

Андрей Рожков, строитель: «Что движет? Энтузиазм, наверное. То, что принимаешь участие в стройке века вот. Все же мы гордимся нашими дедами, кто принимал участие в строительстве БАМа, и я надеюсь, что и нас будут помнить много лет».

Уже в этом году железная дорога примет первые грузы и, главное, первых пассажиров. Гостей полуострова. Ведь в Крыму действительно есть, на что посмотреть.

Херсонес Таврический. Когда на месте Петербурга ещё только появлялись знакомые очертания Невы, в 6 веке до нашей эры древние греки уже закладывали здесь первые города-полисы. Скифы, римляне, византийцы, генуэзцы, монголы, турки — все побывали тут.

Археолог Станислав Рыжов начал работать здесь 56 лет назад, уже в те времена, когда Хрущев передал Крым в подчинение Украинской социалистической республике. Теперь с удовольствием отмечает, что после 20-летнего перерыва, впервые с 1993 года сюда на раскопки вернулись специалисты Эрмитажа — эти руины древней усадьбы их участок.

Станислав Рыжов, археолог: «Если говорить о финансировании — будем говорить о Херсонесе — такого финансирования мы давно не видели. Есть, конечно, трудности — порвались связи с другими научными учреждениями, украинскими. Но всё равно это переходный период и всё восстановится».

Конечно, за пять лет решить проблемы, которые копились десятилетиями, невозможно. И их признаки ещё можно заметить на полуострове.

Антон Цуман, корреспондент: «5 лет назад на этом месте находилась автозаправка под управлением одного из известнейших европейских брендов. И вот что осталось от неё сейчас. После объявления санкций иностранные компании буквально бежали из Крыма».

Следом, опасаясь санкций, Крым покинули и многие российские компании, ориентированные на международный бизнес. Цены на рынках ближе, скорее, к петербургским, чего не скажешь об уровне крымских зарплат.

Для того чтобы снизить цены, сельхозпроизводителям Крыма придется решить ещё немало проблем. Самая острая — нехватка воды. Впрочем, здесь уже может помочь коммунальная сфера. Пример — эти очистные сооружения поселка Гвардейское под Симферополем. 5 лет назад они представляли собой типичное наследие советской эпохи, в которое не было вложено ни копейки.

Игорь Чичкин, глава администрации сельского поселения «Гвардейское»: «Вот этого ничего не было, они работали формально, то есть по бумагам они числились, а стоки попадали сначала сюда, потом в пруд, по рельефу растекались».

Теперь — это автоматизированный комплекс по очистке сточных вод всего поселка. В этих емкостях, биореакторах, нечистоты разлагаются на ил, будущее удобрение, и воду, вполне пригодную для нужд сельского хозяйства.

Игорь Чичкин, глава администрации сельского поселения «Гвардейское»: «Вот чистая вода, пригодная для полива. Вот можно сравнить, что там, что здесь. Вот этот пруд у нас на 40 тысяч кубометров, а следующий около трехсот. Местным фермерам, по крайней мере, хватит».

Вот такой крымская весна в Симферополе была 5 лет назад. И такая она сегодня. Её называют здесь не иначе как пробуждением. Во всех смыслах.

Художник Леонид Герасимов проводит экскурсию по выставке. Замечает, что политика как тема крымских живописцев мало интересует. Но события 5-летней давности вернули к жизни подзабытые творческие направления.

Леонид Герасимов, художник: «Появилась у художников душа. Это очень дорогого стоит. Раньше при Украине конъюнктура какая-то преобладала. Чтобы купили! А сейчас покупать некому, потому что людям не до покупок. Но это временно, конечно. Но, по крайней мере, сейчас конъюнктура отсутствует. А сейчас душа, радость. Смотрите — даже чаечки радуются крымской весне!».

Для 21 века, где цифровые технологии могут изменить мир буквально за несколько секунд, 5 лет — огромный срок. Но для 30-вековой драматической истории Крыма — это один миг. Поэтому 5 лет не итог, а лишь начало нового пути. Новой великой истории российского Крыма.