АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ&nbsp
Танец и живопись, на первый взгляд, далеки друг от друга, как Земля и Луна. Многие художники пытались передать сценические движения с помощью кисти, но получалось это у избранных! Один из них — итальянец Франческо Караччо. Его страсть — балет!

Застывшее движение, размытые линии, одинокие фигуры. На этих картинах вы не узнаете артистов, хотя их писали с реальных людей. Такова задача художника экспрессиониста — передать не саму действительность, а эмоциональное состояние.

ЭНЦО ФОРНАРО,куратор выставки:
Эта работа в большей степени отражает название выставки «Беззвучный танец». Конечно, самый важный момент, когда артист находится на сцене. Но здесь более сложное состояние — артистка готовится к выходу и продумывает своё выступление.

Все сюжеты — жизненные эпизоды. Франческо Караччо много времени провёл в репетиционных залах, за кулисами, в лучших европейских театрах во время представлений. Балет восхищал его всю жизнь.

— Давайте посмотрим на эту работу. Возможно её часть отображает репетицию, танец, но другая её часть именно размышление, сосредоточенность. И в других работах вот этот момент, можно сказать, одиночества балерины, даже если она окружена своими коллегами.

— Я обратил внимание, что практически все картины без названия. 

— Да. Это то, что характерно для работ Эдгара Дега, с работами которого часто сравнивают картины Караччо. Его работы просто объединены общей темой танца.

Этот протрет — самый любимый шедевр итальянской балерины Карлы Фраччи, скорее всего, на нём изображена именно она. Мастер был постоянным зрителем на её выступлениях. Впрочем, свободное время они тоже нередко проводили вместе — ведь их дома стоят друг напротив друга.

АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ&nbsp
К сожалению, ни художник, ни его муза не смогли приехать в Петербург. Однако балерина Карла Фраччи здесь была много лет назад и даже подарила музею Шереметьевского дворца свои пуанты с автографом. Наконец появился повод представить их на выставке.

Судьбы итальянского художника и примы балета оказались тесно связаны с Россией. Караччо — с гордостью носит звание ученика Марка Шагала, Фраччи — великой Веры Волковой. Однако, несмотря на то, что в Италии они добились одинаковой славы, в России о художнике практически совсем не знают.

ЭНЦО ФОРНАРО,куратор выставки:
К сожалению, это такой характерный момент для современных художников. Часто за пределами своей страны о них не знают. Мы не знакомы с многими русскими талантами, вы — с нашими. Для этого и нужны выставки, чтобы искусство проникало через границы.

Тема танца — не главная в творчестве Караччо, но одна из самых ярких. Многие критики утверждают — балет на холсте пока никто так эмоционально так и не смог изобразить. В Петербург привезли 30 картин. Увидеть их можно только до 4 марта.