Лёд сковал водоёмы, и сразу появилась новая забава – гулять по Неве. Как к этому относятся в МЧС? Репортаж Натальи Бандуриной.

Наталья Бандурина, корреспондент: «Мимо, опять мимо, снова не попала. Цена исполнения желания у каждого определяется индивидуально. Можно потратить 10 рублей, а можно и сто спустить единовременно. В Чижика-пыжика попасть сложно. И только зимой до бронзовой птички можно дотянуться рукой».

Это самый популярный хештег за последние два месяца. Гуляют по Фонтанке, Мойке, Неве. За одни только прошлые выходные под Аничковым мостом появилось десяток сообщений на снегу. Признаются в любви, передают приветы.

Палычу, все это, мягко сказать, не интересно — хештеги там какие-то… На лед выходят по жизненной необходимости. Собирать монеты, брошенные суеверными гражданами, на них мужчина исполняет свои мечты в местном продуктовом.

А это конкурирующая фирма. Михалыч с Дмитричем не желают испытывать судьбу, ходить по льду — они добывают монеты с помощью поискового магнита.

Руслан ничем подобным не занимается, для него зимой открываются альтернативные пешие маршруты от дома до работы. Гулять по Неве — это семейное, он сам ледовый пешеход со стажем.

Руслан Гиниятулин, петербуржец: «Еще отец меня привозил сюда на своей старенькой "шестёрке", мы выходили здесь и гуляли по Неве, а потом я понял, что реки и каналы зимой — это отличное общественное пространство».

Даже порывистый ветер и минус 10 не пугают Юлию и ее подругу Настю. И пусть замерзают руки, такой крепость открывается не часто — ничего общего с летним пейзажем. Два разных Петербурга, два разных настроения.

Юлия Косцова, художник: «Самые лучшие ракурсы именно с акватории открываются…».

Сгущать краски в МЧС не намерены, только факты. Такие прогулки опасное занятие, которое может стоить жизни. Спасатели уже не пишут пресс релизы — они бросают в воду статистов, в спасательном костюме, конечно. Кричит он очень натурально.

Наталья Бандурина, корреспондент: «Нет, мы не поедем на поиски рыбаков, целенаправленно делать этого не будем. Только если случайно встретим, сделаем предупреждение. Наша задача исследовать ледовое покрытие рек и каналов. Понять, где сейчас опасно, а где лед прочный. Сейчас пойдем посмотрим, что у нас там под Биржевым».

Первая остановка — спуск у Эрмитажа. Видно, народная тропа не заметена снегом, свежие следы повсюду. Особенно здесь любят гулять в солнечную погоду, и тогда МЧС еще раз предупреждает: ходить по льду небезопасно!

Сейчас люди платят штрафы, за то, что ходили по льду, 200 лет назад тоже платили, чтобы на него попасть. В городе было 8 официальных катков, в том числе и на Неве. Даже первый чемпионат Европы по фигурному катанию состоялся в Юсуповском саду.

Наталья Бандурина, корреспондент: «Чтобы попасть на каток, нужно было иметь как минимум два рекомендательных письма, абы кого на каток не пускали. Обычно его устраивали недалеко от Английской набережной, но в знаменитой экранизации Онегина Марты Файнс одну из сцен снимали здесь, в данном случае режиссер решила не соблюдать историческую справедливость».

Нравы сильно поменялись. Бомонд уже не тот. В трусах и купальниках дамы и господа на картонках подставляют свои лучшие части тела первым лучам солнца. Говорят, кто один раз здесь разделся, остается в этом клубе загорающих навсегда. Эти раскрасневшиеся атланты и подруги их кариатиды — наш Петербургский бренд.

Виктор и Геннадий: «Это уже болезнь, витамин D хватаем. Отсюда кто в мир иной, так просто отсюда не уйти. Здесь даже три пары сошлись, женились».

Именно этой зимой прошлое и настоящее удивительным образом соединилось. Никита Михалков снимает в Петербурге фильм, действие которого разворачивается в 19-м веке. По сценарию герои катаются на коньках по рекам и каналам.

Но вернемся на Неву конца 19 века, за три копейки — по тем временам большие деньги — можно было проехать с одного берега реки на другой на так называемом ледяном трамвае. Рельсы укладывали прямо на лед.

Наталья Бандурина, корреспондент: «Вот здесь, у Сенатской площади, была станция, от нее по настилу пассажиры попадали на перрон. Вся конструкция была из дерева, она легко разбиралась и собиралась снова к сезону, за все время работы ледяного трамвая ни один состав не провалился под лед».

Вообще это уникальное петербургское изобретение. Трамвай по Неве стал ходить гораздо раньше, чем по суше. И управляли составами поистине отважные люди. Стекол в кабине не было — обдувалась она всеми ледяными петербургскими ветрами.

Всего было четыре маршрута: от Сенатской площади до Академии художеств, от Дворцовой до Мытнинской набережной, Суворовская площадь — Выборгская сторона и от нее же рельсы проложили и к Петербургской стороне.

Кирилл Нюквист, директор музея городского электротранспорта: «Лёд замерялся каждую зиму и курировался полицейскими».

По Неве теперь гоняет катер МЧС на воздушной подушке. Патрулирует ледяную акваторию, с остановками на разъяснительные беседы. Вот эта девушка с Васильевского острова идет, знаете куда? В Эрмитаж!

Такое и правда возможно только в Петербурге. В музей по льду. Спасатели даже не стали наказывать девушку. Но вы такого не повторяйте. В ближайшее время в городе и области ожидается потепление. А там и до начала навигации недалеко. Но Петербург с воды это уже совсем другая история.