О ЧП на улице Ломоносова, его причинах, подобных случаях и состоянии исторических зданий города — репортаж Антона Цумана.

Дмитрий Котнопатов был одним из тех 80 человек, которые находились на занятиях в корпусе ИТМО на Ломоносова 9 в момент обрушения. Говорит, ни страха, ни паники не было — было лишь желание скорее покинуть опасное место.

В обрушении здания сыграли роль и фактор времени — здание построено в 1871 году. И перепланировка с надстройкой двух этажей в 50-е годы прошлого века. И начавшиеся несколько лет назад ремонтные работы. Которые, по версии компании-подрядчика, несущих конструкций не касались.

То есть здание тихо и незаметно в течение нескольких лет, по сути, разрушалось. Хотя там продолжали заниматься сотни студентов ежедневно. И если приглядеться хотя бы к центру города, можно понять, насколько тонка и хрупка ткань Петербургской застройки.

Из окна Светланы Поскряковой отлично видно рухнувший корпус, в котором она проработала 30 лет. И 25 лет из них она каждую оттепель борется с потопом в собственной квартире. Кровля протекает.

Вот видео из семейного архива. Гости из-за границы искренне удивляются российской смекалке с подставленными тазами и тому, что надувной бассейн в старинном доме не роскошь, а средство выживания.

На фотографиях кое-где уже виднеется плесень. А значит деревянные перекрытия, на которых держится дом — уже под угрозой.

Этот дом на 6-й советской не видел капитального ремонта, по-видимому, со дня постройки в начале 19 века. И сгнившие перекрытия держат лишь наскоро поставленные подпорки. Квартиру признали аварийной несколько лет назад, но жильцам деваться некуда и они продолжают каждый день буквально ходить по стеночке.

Да, можно парировать, мол, чего же ожидать от деревянных перекрытий. Архаичный материал. Но, по мнению строительных экспертов, дерево один из лучших материалов для перекрытий. Всё дело в правильной эксплуатации.

А четких законодательных норм насчет проверок состояния зданий — не существует. И о том, что здание опасно для жизни, мы обычно узнаем в тот момент, когда трагедии уже не избежать.

2017 год, Каменноостровский проспект, 57. Трещины по всему зданию. Причина — самовольная перепланировка.

2017 год, Большой казачий переулок 10. Обрушение перекрытий из-за ветхости.

2010 год, Лиговский 145А, дом Павлова. Демонтаж сейфов после переезда ГУВД ослабил несущие стены, и перекрытия рухнули.

2002 год, корпус общежития на Двинской 8, причина — ошибки в проектировании.

Здание на Двинской построено уже в 70-е. Для справки — в этот же период возводилась значительная часть жилой застройки Ленинграда. Как, например, этот на улице Есенина. Типовое панельное здание серии ЛГ-504, в Петербурге их более 400, теперь под пристальным вниманием строительных экспертов.

Малдес Кардава сейчас как раз по заказу жильцов занимается экспертизой этого дома. Проблема типичная для этой серии. Влага и осадки буквально разрушают здание изнутри.

И вот последствия этого в квартирах — разница температур между внешней и внутренней стенами дома 7 градусов. Отсюда плесень, сырость и как следствие потеря прочности материалов.

И такие экспертизы со всеми актами нужно проводить регулярно, а не только по желанию собственника или арендатора. Именно безответственность собственников зданий и управляющих компаний может привести к трагедии. И усиливать контроль нужно уже сегодня, пока здания Петербурга не стали вопросом жизни и смерти в буквальном смысле.