Если в сюжете русской оперы есть праздник, ничего хорошего не жди. Почти все эти классические «вечеринки» – пороховые бочки, ожидающие искры. Взять хотя бы «Евгения Онегина» Чайковского или «Царскую невесту» Римского-Корсакова. Но даже в этом списке невесёлых празднеств особенное место занимает «Леди Макбет Мценского уезда», где пьяный свадебный пир заканчивается арестом молодожёнов. Сегодня у оперы Шостаковича – день рождения. Её премьера 85 лет назад состоялась на сцене Малого оперного, теперь Михайловского театра. Об истории и современных прочтениях «Леди Макбет» расскажем далее.

24 года было Дмитрию Шостаковичу, когда он начал работу над «Леди Макбет Мценского уезда». И хотя он находился под впечатлением от повести Лескова, радикально её переработал. Главная героиня у Лескова «с жиру бесится», испорчена и жестока. У Шостаковича Катерина – жертва аморального общества. Сама идея оперы не о высоких чувствах – о плотских страстях – была смелой. Воплощение – новаторским. В «Леди Макбет» сплелись трагедия и сатира, всевозможные музыкальные формы – от классических арий до джаза.

«Публика начинает бежать за галошами только после падения занавеса. Почти не кашляют», — так писал сам Шостакович после первых показов своей «Леди Макбет». Оперу зрители принимали хорошо. Практически сразу её подхватили в Буэнос-Айресе, Копенгагене, Нью-Йорке, Цюрихе. По замыслу композитора, «Леди Макбет» должна была стать началом оперной тетралогии. Но не случилось. Статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» почти на 30 лет закрыла опере путь на советские сцены.

Сегодня ни один крупный музыкальный театр не обходится без «Леди Макбет Мценского уезда» в репертуаре. Трактовки самые разные. Зрителям Баварской оперы историю представляют как настоящий криминальный предреволюционной России. Рыба, водка и секс движут сюжетом гротескной постановки Финской национальной оперы. Недавний Зальцбургский фестиваль запомнился беззастенчивой версией оперы, где с неожиданной животной исполнители, и оркестр под руководством Мариса Янсонса.