Чем жил культурный Петербург в уходящем году, рассказывает Евгения Альтфельд.

2018 — год балета и двухсотлетия со дня рождения основателя русской балетной школы Мариуса Петипа. Впрочем, самому Петербургу, где работал великий хореограф, уходящий год ярких событий не принес. Классический театр, в авангарде которого стоит целый кластер Мариинского, работал как отлаженный механизм, выпустив 4 премьерных спектакля.

Но сенсаций не произошло. Аншлаги Мариинскму театру гарантируют давно состоявшиеся постановки и экзотические гастролеры. Многим было любопытно послушать оперу «А зори здесь тихие» на китайском.   

Зато сам бренд Мариинского театра становится мишенью для мошенников, которые перепродают билеты, порой, в четыре раза дороже.

Евгения Альтфельд, корреспондент: «Да, и в интернете в этом году появились десятки двойников официальных сайтов. Разобраться, где оригинал и сколько на самом деле стоит билет на балет,  довольно сложно. Взять, к примеру, "Баядерку". На официальном сайте билетов нет. А на другом, с похожим названием, продают места за 15 тысяч рублей».

Петербургская драма, наоборот, переживает подъем. По числу маленьких частных театров город — абсолютный лидер России и большинства европейских стран — более 50 коллективов. Закон о спонсорстве в сфере культуры, который активно обсуждали в этом году, позволит небольшим коллективам обзаводиться собственными площадками и не считать копейки на декорации. Об этом, в том числе, говорили на Международном культурном форуме, который давно стал еще одним петербургским брендом.

Евгения Альтфельд, корреспондент: «Одно из самых ярких, впрочем, совсем не позитивных событий петербургского театрального года — уход Юрия Бутусова из Театра имени Ленсовета. Режиссер ушел со скандалом, не найдя поддержки своих планов по развитию театра. Здесь и по сей день с успехом идут постановки Бутусова. Вот, например, "Три сестры" по Чехову».

По сути, сегодня на афишах театра Ленсовета только одно имя. Пока на неопределенное время труппа осталась без главного режиссера. Ну а самого Юрия Бутусова тут же с восторгом принял московский театр имени Вахтангова, где «петербургский бунтарь», как его метко прозвали в столице,  уже готовит новые постановки.

А вот для петербургских выставочных пространств 2018 год прошел со знаком плюс. Вспомнить хотя бы громкий проект на стыке двух искусств: музейного и театрального «Хранить вечно». Интерактивную выставку-спектакль посвятили истории нескольких пригородных музеев.

Евгения Альтфельд, корреспондент: «По многочисленным просьбам выставку продлевали дважды! Тысячи человек по два-три часа стояли на улице, чтобы войти в Манеж. Эту очередь некоторые даже сравнивали со знаменитой очередью на Серова, которая стала отдельным явлением российской культуры и породила множество шуток и мемов».

Столпотворение и трепет вызвала и уникальная выставка в Эрмитаже, который сумел впервые в истории привезти в Россию работы итальянского мастера Пьеро Делла Франческа. Причем, собрать их из 6 разбросанных по миру музеев: от Италии до США, что уже само по себе чудо.

Евгения Альтфельд, корреспондент: «Работы защищают дополнительные экраны, ведь интерес к ним — колоссальный. Что тоже удивительно, ведь имя художника широкой публике не так уже известно».

Кураторы Эрмитажа называют выставку «элитарной», то есть адресованной тем, кто смыслит в искусстве. Например, как неизвестный гость Михаила Пиотровского, которому директор музея на днях лично проводил экскурсию.

Евгения Альтфельд, корреспондент: «Одно из заметных событий уходящего года — выставка работ знаменитого уличного художника Бэнкси. Она называлась  "Гений или вандал", хотя этот вопрос в сознании даже петербургской консервативной публики, похоже, уже не уместен. Зато вопросы появились у самого художника, который вообще не знал о том, что его работы выставляются в далеком Петербурге. Причем за немалые деньги. VIP-билет на выставку стоил тысячу рублей».

Комично и то, что о своей выставке Бэнкси узнал из письма российского поклонника. Вот скриншот их переписки. Бэнкси пишет:  Я не беру с людей деньги за просмотр моих работ. Но я, конечно, не тот человек, который будет критиковать других за нарушение общепринятых правил — остроумно подметил художник.

Культурная повестка этого года пестрила громкими зарубежными именами. Вот и легендарный Эннио Морриконе выступил в Петербурге в рамках мирового турне. Несмотря на почтенный возраст — композитору 89 — и трудности в передвижении — Морриконе передвигался на инвалидной коляске. Но с блеском провел концерт, лично дирижируя оркестром.

Но, пожалуй, самое обсуждаемое событие в сфере культуры можно отнести к кинематографу. Комедия о блокаде Ленинграда под названием «Праздник»  возмутила общественность.

На днях в интернете появился официальный трейлер фильма, который многие посчитали кощунственным и попросили министерство культуры не выдавать ему прокатное удостоверение. А прокуратура начала проверку «обстоятельств производства» картины.

На литературном поприще выделился петербургский писатель Евгений Водолазкин, который представил свой новый роман «Брисбен» и стал звездой недавно прошедшего Книжного салона. Главное букинистическое событие года снова собрало тысячи горожан и подтвердило статус Петербурга как самого читающего города страны.

Вот так, между минусом и плюсом, петербургская культура прожила 2018 год, который запомнится яркими гастролями и практически полным отсутствием собственных достижений. Так называемого «вау эффекта» не получилось — подметили многие. То ли все дело в избалованности петербургской публики, то ли сейчас не время для творческих прорывов и нужно просто вдумчиво созерцать доставшееся городу культурное наследие.