Почему Пушкин оказался под слоем «Колхозниц», и как искусствоведы разгадали эту тайну — репортаж Антона Цумана.

— Видно глаза работниц. А если поднять повыше, вы наверняка узнаете этого человека с бакенбардами.

Вот так абсолютно буднично специалисты Русского музея преподнесли журналистам свое сенсационное открытие. Считавшийся утраченным портрет «Пушкин в Болдине» кисти Кузьмы Петрова-Водкина обнаружился под его эскизом «Колхозницы».

Здесь, на месте экспозиций музея-лицея, и создавался портрет Пушкина. Теперь здесь же и посмертная маска поэта. Точно такая же висела в мастерской Петрова-Водкина, когда он работал над картиной. А в этих уникальных набросках из коллекции Всероссийского музея Пушкина отражены все этапы этой работы.

Комиссия ли не приняла работу, или сам Петров-Водкин решил, что образ не удался — достоверно неизвестно. Факт лишь в том, что буквально неделю назад считалось, что единственное сохранившееся изображение всего полотна — вот эта фотография из фондов Мойки, 12.

И теперь благодаря экспертам-реставраторам удалось увидеть один портрет в другом. В прямом смысле заглянуть внутрь картины. Вот в руках одного из ведущих реставраторов России Юрия Боброва пример такой технологии — инфракрасная камера.

На кафедре реставрации живописи академии художеств так и говорят — «раскрытие картины». Вот студенты кафедры под руководством Юрия Боброва сейчас учатся следующему этапу — аккуратно утоньшать слои потемневшей олифы, раскрывая порой не только прежние цвета, но и утраченные образы.

А среди художников более позднего периода использование своих работ в качестве холстов было не то чтобы в порядке вещей, но нередким явлением. Вот, например, на картине «Наводнение 1924 года» художника Вахрамеева из коллекции музея Истории Санкт-Петербурга. Как выяснили эксперты, скрывается портрет таинственной незнакомки.

И таких примеров немало в мировой живописи, вот лишь самые громкие и сенсационные из них. Под «Синей комнатой» Пабло Пикассо в 2008 году обнаружился более ранний портрет парижского галериста Амброза Вийяра. Ван-Гог, «Натюрморт с полевыми цветами и розами» скрыл под собой изображения борцов. Картина «Милосердие» Николая Ге считалась утраченной, Пока специалисты Третьяковской галереи не исследовали его полотно «Что есть истина?».

Но как утверждают искусствоведы, для Петрова-Водкина такая многослойность была не экономией материалов, а творческим решением.

Зал Петрова-Водкина в Русском музее. Ведущий специалист Ольга Мусакова обращает наше внимание на детали, которые, если о них не знать, практически незаметны. И по её словам недавнее открытие — ещё один повод внимательнее вглядываться в каждый холст.

«Колхозницы» вместе с Пушкиным пока ещё остаются в руках реставраторов. Но когда они появятся в экспозиции, будет ещё один повод вспомнить пушкинские строчки: «А я, забыв могильный сон, взойду невидимо и сяду между вами».