Как живут украинцы в Петербурге? Что их привело в наш город, и удаётся ли им сохранить добрые отношения с теми, кто остался на Украине? Репортаж Марии Евсюковой.

— Раз украинские руки его лепили, значит, оно украинское. Только замешано в России.
А двести лет назад в этом же корыте в селе Коваливка Тернопольской области прабабушка Даниилы Чичериной также замешивала тесто на вареники.

В Петербург Даниила переехала по любви. 38 лет назад во Львове съемочная группа Ленфильма заканчивала работу над картиной «Сицилианская защита». Массовкой, в которой была Даниила, руководил ее будущий муж. Родную Коваливку не забывает, ездит каждый год.

— Что болит больше всего, так это душа. Когда только начались неприятные моменты в нашей истории нынешней, я просто отсекла лишние вопросы. Перехожу сразу на украинский, встаю в позу.

18 марта этого года. Петербург. Актеры театра, а по совместительству блогеры, с табличками «Я из России, давай обнимемся» вышли на Невский проспект. Роман Притула — один из участников акции.

— Я стоял 15 минут, каждый второй обнимал. Если не обнимали, то люди просто улыбались. Некоторые даже проходили, разворачивались и обратно шли к нам. Вот такое было.
— Коллеги, которые делали то же самое, только в Украине в Киеве, как у них это прошло?
— У них реакции, конечно же, некоторые были негативные, но в основном обнимашки, обнимашки.

9 декабря. Киев. Блогеры снова вышли на улицу, вместо табличек взяли российский и украинский флаг.

— Они ходили в центре Киева. У одного актера был флаг украинский, у другого российский. Они просто шли, никого не трогали. Ни с кем не общались. Негативная реакция была даже не у людей. Хотя некоторые пытались сорвать. Негативная реакция была у сотрудников полиции. Они задержали их.

Она русская, он украинец. И таких брачных союзов на постсоветском пространстве миллионы. В профессорской семье Мартыненко раскола избежать удалось. А вот в украинской автономии отношения между земляками дали трещину.

— Раздрай даже здесь, в землячестве, произошел, была националистическая группа и умеренная, толерантная. Были резкие выступления на собраниях. А потом все утряслось. Пишет девушка-украинка, которая сейчас проживает в Голландии: "Боже мой, какие вы молодцы. Как вы выживаете в самом центре этой ужасной России". Они считали, что те люди, которые занимаются украинской культурой в Петербурге, это подпольщики, которые пытаются выживать среди этих страшных русских.

Берега Днепра на невские Игорь Кашуба поменял из-за мобилизации. В Петербурге учится на психолога и преподает друзьям украинский язык. В Киеве остались родители. А вот друзья и знакомые от Игоря отреклись.

— Когда я смотрю украинские каналы там рассказывают страшилки о русских, они такие злобные, я приехал сюда и везде, когда узнавали, откуда я приехал, я встречал только помощь. Доброту, уважение сочувствие. Слава Богу, что я уехал многие люди, которых я знал, отправились в зону вооруженного конфликта, и у них покалеченная психика теперь, это глубоко несчастные люди.

Уже 5 лет коллекция единственного музея украинской культуры в Петербурге не пополнялась. Ручники, сорочки-вышиванки, прялка, бандуры — все это Екатерина Даниловна привезла из родного села Деревки Полтавской области. Еще до событий на Майдане. Друзья из родного села объявили Екатерину Даниловну зрадницей. В переводе с украинской мовы — это предательница.

— Дружба нарушилась. У нас были такие споры! Я им одно доказывала, они мне другое. Понимаете! Какая-то озлобленность. Но прошел год, они мне сами позвонили. Давайте так же дружить. Екатерина Даниловна, да вы приезжайте. У нас тут все гарно, мирно, тихо, спокийно. Чего вы боитеся? Поезда отменили, самолеты не летают.

Мария Евсюкова, корреспондент: «Семейные и дружеские связи между двумя братскими народами порезали, как этот знаменитый советский торт "Киевский". Еще недавно его могли есть за одним общим праздничным столом самые близкие люди, которые отличаются друг от друг только графой в паспорте гражданство. Теперь уже никому не сладко».