Как узнать: хороший человек или плохой? Хорошие обычно любят детей, помогают бедным, они за свободу и против войны. Герои Василия Шукшина определяются проще – достаточно сказать, что они пьют. Прямые и искренние люди всегда пьют медовуху, самогон и водку, а их антагонисты – всякие снобы, «жентльмены» – шампанское, коньяк и виски. 

Уже по первым сценам можно определить свое отношение к героям спектакля «Энергичные люди», поставленного в Театре комедии имени Н.П. Акимова. Кстати, это еще одна общая черта объединяющая шукшинских героев: все они энергичны и деятельны. Не всегда во благо другим и себе, но зато их можно противопоставить «маленьким», «лишним» и безвольным традиционным героям нашей литературы. Впрочем, я хватил через край. Как говорил сам Шукшин, «начитался предисловий». Без дальнейших предисловий, слово Елене Бобровой.

Питерские театралы со стажем, конечно же, помнят легендарную постановку «Энергичных людей» Г. Товстоногова. Но мало кто знает, что пальму первенства БДТ перехватил у Театра комедии. Именно в этом театре впервые прочитали пьесу «Энергичных людей», но тогда эта почти памфлетная сатира на нравы советских спекулянтов не пришлась ко двору. Пришлась сейчас.

Валерий Никитенко,народный артист России:
«Когда речь идет о пяти покрышках, сегодня речь идет о миллиардах, может, у зрителя вызывает это усмешку: ишь, как мы развернулись».

Авторы спектакля не стали актуализировать пьесу эпохи тучного застоя. Напротив, с наслаждением окунулись в быт энергичных людей того времени, с обязательными стенкой и хрусталем. По сегодняшним меркам, и в самом деле весьма незамысловатый.

Утомившаяся от вечных пьянок мужа Вера Сергеевна Кузькина решила доложить, куда следует, о спекуляциях благоверного – в этой истории полувековой выдержки в театре разглядели и современный месседж. 

Николай Смирнов, заслуженный артист России:
«Это про мещан. Был Горький, потом Зощенко, потом Шукшин. Пьют, едят. Сегодня то же самое, только с гаджетами. Они не говорят о театре, об искусстве. Мещанство современное». 

К «Энергичным людям» БДТ критика отнеслась с пренебрежением, но за спектакль проголосовали зрители, и он шел лет двадцать. Сегодняшняя критика, ратующая за постдраматический театр, тем более не примет шукшинскую сатирическую повесть – слишком она эстрадна и, как кекс с изюмом, начинена репризами.

Но несмотря на эволюцию современного театра, актеры по-прежнему с удовольствием оттягиваются на гэгах, а публика с удовольствием их смотрит. Так что и с этими «Энергичными людьми» дело осталось за зрителями.