7 декабря традиционно празднует свой день рождения Государственный Эрмитаж. Подарок себе и посетителям в этом году он сделал чрезвычайный, подготовив выставку мастера Раннего Возрождения Пьеро делла Франческа. Всего 11 картин. Но столько работ делла Франческа в одном пространстве не собирала до этого ни одна выставка, а в коллекциях российских музеев делла Франческа нет вовсе.

Так что сейчас на музейной карте Европы есть две главные точки. Это Вена, где показывают шедевры Брейгеля, и Петербург. 

Не выставкой года, а выставкой века назвал Михаил Пиотровский экспозицию делла Франческа. И на ее открытии перестало казаться, что эти слова — красивое преувеличение. Пикетный зал Эрмитажа, превращенный дизайнерами в торжественную белоснежную базилику, стал местом поклонения, но без умиротворения и покоя.

Михаил Пиотровский,генеральный директор Государственного Эрмитажа:
«Не верили, что состоится. Это победа над множеством обстоятельств. Очень трудно даже одну из этих вещей привезти. Для этого надо было многое обещать. В ответ в Италии будут феерические выставки из Эрмитажа».

Человек способен сделать все, что захочет. Это придумали не мотивационные гуру в XXI веке, а мыслители Ренессанса. Уроженец небольшого города Борго сан Сеполькро, Пьеро делла Франческа должен был стать торговцем шерстью и кожей, как его отец. А стал, словами  современника, монархом живописи. Преувеличение? И снова нет.

Наталья Демина,главный научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
«Монарх живописи – художник, который овладел всеми живописными средствами в совершенстве. Писал фрески, алтари, портреты, трактаты, овладел всеми тайнами. Монарх живописи  – это об этом».

Эпоха Возрождения провозглашала поиск, эксперимент, попытку объединить необъединимое – средневековую богобоязненность и ренессансную идею, личность  –  центр мироздания. Для делла Франческа необъединимого, кажется, не было. Монументалист, способный одушевить мельчайшие детали. Приближенный ко двору художник, даже утонченным чертам Мадонны предававший народность. Одни видят в нем способность одним взглядом охватить и восхититься целым миром, другие — безличность без тени чувств.

Карло Бертелли,искусствовед, почетный профессор Университета Лозанны:
«В произведениях делла Франческа заложена загадка. Это художник, которого зрителю необходимо расшифровать. Его творчество очень сдержанное, очень мягкое, но глубокое. Эту глубину задает энигматичность его персонажей. Ведь само искусство, созидание по сути – есть загадка».
Михаил Пиотровский,генеральный директор Государственного Эрмитажа:
«Вся его эстетика – загадка. Это сочетание монументальности, античной скульптуры с иконописными образами. Политические вещи, которые он закладывал, или не закладывал. В этом его прелесть, он привлекает таинственностью. Поэтому вокруг выставки будет много разговоров».

И правда, сложно предположить, что вот эти двое –  тираны. Один в детстве. Волевые и сильные, герои делла Франческа – фантомы своей эпохи, в которой нельзя останавливаться на пути к совершенству. Так и сам художник, потеряв зрение, обращается к математике. Он пишет о гармонии, цвете, законах перспективы, которых сам больше не увидит. Как завещание. Для человека, который центр Вселенной».