В гостях у программы «Хорошее утро» Екатерина Терюкова, заместитель директора по научной работе Государственного музея истории религии.

Николай Растворцев,ведущий:
Что такого интересного, любопытного в работах Эрнста Людвига Рипенхаузена? Почему в ближайшие два месяца петербуржцам надо успеть посмотреть выставку в Государственном музее истории религии?
Екатерина Терюкова,заместитель директора по научной работе Государственного музея истории религии:
Картины на выставке действительно выполнены Эрнстом Людвигом Рипенхаузеном. Но гравировал он другого, более известного британского мастера, Уильяма Хогарта. Хогарт работал в XVIII веке. А к XIX веку его графические листы в Европе уже стоили очень дорого и были большой редкостью. Тогда немецкий просветитель, учёный – физик Георг Кристоф Лихтенберг решил сделать эти листы более доступными для простого человека, которому они на самом деле изначально Хогартом и были адресованы. Он задумал книгу «Объяснения Хогарта». И гравировкой как раз занимался Эрнст Людвиг Рипенхаузен. Это уменьшенные копии хогартовских листов. Но именно в таком варианте Хогарт получил популярность в Европе и стал известен в России. Наш музей обладает уникальной коллекцией. На выставке более 50 работ. Они представляют наиболее известные его графические серии и то, что мы для себя назвали графической публицистикой. В этих работах Хогарт поднимает злободневные для своего времени проблемы. А, посмотрев эту выставку, вы поймёте, что, в сущности, мало что изменилось с тех времён. Это темы, связанные с человеческими пороками и добродетелями.
Александра Емельянова,ведущая:
Это даже видно по названиям графических серий: «Карьера мота», «Карьера продажной женщины», «Прилежание и леность».
Екатерина Терюкова,заместитель директора по научной работе Государственного музея истории религии:
«Пивная улица», «Джинный переулок», «Четыре стадии жестокости». Да, там всё это есть. Плохое отношение к людям, животным. Обо всём этом Хогарт «говорит» в своих произведениях.
Александра Емельянова,ведущая:
Это временная экспозиция?
Екатерина Терюкова,заместитель директора по научной работе Государственного музея истории религии:
Да, потому что это графические произведения. Носитель этих картин бумага. А бумага – это хрупкий материал. И графика никогда длительно не экспонируется. Срок её максимального представления посетителю единовременно не более трёх месяцев. Поэтому то, что можно у нас увидеть в постоянной экспозиции, несколько листов Хогарта в работе Рипенхаузена – это копии. А на выставке представлены подлинники. Надо сказать, что в различных музеях Европы время от времени проходят такие выставки. Гравюры – это тиражируемый вид искусства. И понятно, что есть они не только в нашей коллекции. Но мы постарались сделать свой акцент. И поэтому работы Хогарта интересовали нас не как знаковые для своего времени произведения изобразительного искусства, где он показывает виртуозное владение резцом, решает художественные задачи и выстраивает сложные композиции. Мы хотели показать те скрытые приметы времени, которые сейчас нашему посетителю трудно самому увидеть. Для этого нужны более подробные экспликации, которые мы, конечно же, приготовили. Зрителю станет понятна общественная и религиозная жизнь Англии XVIII столетия из наших материалов.