Алексей Воронович,кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Президентской библиотеки:

С начала блокады Ленинград подвергался регулярным бомбардировкам. Чтобы сохранить город, необходимо было не только защитить людей, но и скрыть памятники архитектуры, а также объекты военно-стратегического значения.

В подготовке к обороне города были привлечены архитекторы. Их работу координировало Архитектурно-Планировочное управление, которое возглавлял Николай Варфоломеевич Баранов. Перед ним встали три основные задачи: проектирование и строительство оборонительных укреплений, проведение натурных обмеров зданий и маскировка.

Такие крупные памятники как, например, Медный всадник и памятник Николаю I были укрыты мешками с песком и деревянными щитами.

Памятники менее массивные были сняты со своих пьедесталов и закопаны в землю. Например, знаменитые скульптуры Летнего сада, памятники Александру III и Петру I у Инженерного замка, кони Клодта с Аничкова моста.

Для укрытия зданий использовался метод объёмной маскировки.  На маскировочные сети были нашиты куски ткани, раскрашенные под цвет растительности специальной недешифруемой краской. Дополнительно в сети вплетались ветви деревьев. Чтобы они не увядали и обман не становился очевидным, учёные ботаники разработали технологию консервирования срезанной растительности.

Одним из первых был спрятан Смольный. Маскировочные сети подвешивались к крыше здания под углом, чтобы скрыть его П-образную форму. Газоны сквера были перекопаны, а на площади Пролетарской диктатуры соорудили макеты домов. Чтобы скрыть излучину Невы, по которой можно было вычислить Смольный, в продолжение Советского проспекта (ныне Суворовского) была изображена река.

Большую роль в защите памятников архитектуры сыграли и аэростаты заграждения.

Труднее было скрыть купола и шпили, блеск позолоты которых был заметен издалека. Они были покрыли серой краской, которая маскировала их и не причиняла вреда. После снятия блокады её легко смыли.

Другие ориентиры города – мосты – были замаскированы путём установки на них деревянных конструкций, которые не мешали транспорту, но создавали иллюзию руин. Здания вокзалов также маскировали под руины, а неподалёку сооружались временные ложные дублёры.

Важно было также замаскировать и промышленные объекты. Они значительно превосходили обычные здания, поэтому их превратили в жилые кварталы. На крышах цехов устанавливали макеты зданий, которые с воздуха выглядели как настоящие.

И всё же полностью избежать разрушений не удалось. За время блокады Ленинграда было разрушено и повреждено 187 исторических зданий города.

В здание Сената и Синода за время блокады попало 8 снарядов, была почти полностью разрушена Синодальная церковь. Ремонт начался уже в 44 году.

Чтобы скрыть один из самых заметных городских ориентиров – Адмиралтейскую «иглу», был изготовлен громадный чехол, который надела на иглу команда альпинистов. И всё же на здание Адмиралтейства было сброшено 26 фугасных, 50 артиллерийских и сотни зажигательных бомб.

Всю блокаду главным архитектором Адмиралтейства был Владимир Иванович Пилявский, и в самые тяжёлые дни он занимался сохранением убранства здания. Одновременно он работал доцентом в Ленинградском инженерно-строительном институте. За годы войны он успеет издать несколько брошюр по истории архитектуры Ленинграда, а после — будет принимать участие оценке ущерба, нанесённого памятникам архитектуры.

Известно, что в планах Гитлера был не просто захват города, а его полное уничтожение. Вот почему так важны сбережённые ленинградцами, вопреки всему, памятники архитектуры, знаменитые скульптурные группы. Это символ стойкости города и его жителей, спасённая душа Ленинграда.