«Копаясь в своей душе, мы часто выкапываем такое, что там лежало бы незаметно». Так герой романа Льва Толстого Алексей Каренин отзывался о препарировании чувств, находя этот процесс бесполезным и даже вредным.

Его совету оставить лишние самокопания не последовала жена Анна, не следуют ему и многие поколения читателей романа. «Анна Каренина» продолжает служить поводом для поиска все новых смыслов, познания природы человеческих чувств. 

Результатами своих раскопок накануне на Новой сцене Александринки поделились финские танцовщики из труппы Каари и Рони Мартин. Их «Анну Каренину» оценила Анна Лесина.

Анна Лесина,корреспондент:
«Он ненавидит меня, это ясно. Я хочу любви, а ее нет. Стало быть, все кончено», – печальный конец всем известного романа Льва Толстого ознаменовал начало споров, длящихся уже несколько столетий, о том, в чем же главная идея «Анны Карениной». Фестиваль LOOK@Dance Finland предлагает иной взгляд на роман как настольное пособие для тех, кто стал жертвой всепоглощающей страсти».

В финской «Анне Карениной» нет ничего романтичного. Есть клубок вывернутых наизнанку чувств, выраженный героями в отчаянном танце. Больше чем на светский раут это похоже на бал сатаны с оркестром живых мертвецов. Их музыка – неожиданная смесь еврейских и арабских мотивов с элементами индастриала – сопровождает каждый шаг актеров. Гости Новой сцены Александринского театра усажены вокруг. Они невольные участники коллизий любовного треугольника. 

Вадим Каспаров,директор Дома танца «Каннон данс»:
«Все происходит на глазах людей, которые пришли в гости к Каренину. И оказываются в гуще трагических событий, которые есть в самом произведении. Поэтому такая форма. Когда зрители сидят за столом и оказываются втянуты в скандал, они реагируют по-другому, не так, если бы это происходило на улице».

История романа, по мнению создателей перформанса, это побег несчастной женщины в мир иллюзий, конфликт юности и угасания жизни. В лице Алексея Каренина Анна видит воплощение приближающейся смерти. Ей физически противна его старость, не чета пышущему здоровьем и силой Вронскому. Празднуя победу над женским сердцем, адъютант направил блестящий поднос на Каренина как зеркало, в котором отражаются все его недостатки.

Каари Мартин,хореограф:
«Когда мы работали над спектаклем, мы не ожидали, что все окажется так мрачно. В одной из сцен герои катаются на коньках, это ключевой момент романа. К слову, актеры заимствовали движения у спортсменов олимпийской сборной. И во время катания на льду Каренин не поспевал за быстрыми Анной и Вронским, он неуклюж и бессилен. И это психологическая игра».

Нервная чечетка Вронского означает приближение трагедии. Ужас перед неизвестным и неуемное влечение актеры передают при помощи фламенко. Актриса Мариана Колладо родом из Испании. Почти 10 лет своей жизни она посвятила танцу страсти, но такое переосмысление движений поначалу давалось ей нелегко. 

Мариана Колладо,актриса:
«Это абсолютно другое фламенко. В классическом понимании энергия вырывается из танцора наружу, но здесь танец Анны – это выражение внутренней пустоты и бессилия. Она с каждым разом все глубже прячет свои чувства. Пришлось потрудиться, чтобы заставить энергии внутри себя угаснуть». 

Вронский оказался больше не в силах поддерживать любовь своей избранницы. Пылкость героини вымотала его. Он подал руку Каренину, они примкнули к обществу, осуждающему каждый шаг неверной жены. Оставив ее в одиночестве, они заняли позицию наблюдателей. А в груди Анны еще теплится призрачный огонек пожирающих чувств.