Все когда-нибудь случается впервые. На сцене БДТ впервые представили оперу с лаконичным названием «52».

В классическом оперном мире этот спектакль назвали бы «мировой премьерой», но для драматического театра подобные эпитеты не свойственны. Тем более, что это больше чем опера, так называемый Gesamstkunstwerk, то есть произведение, вобравшее в себя разные виды искусства. 

В его основу легли тексты современного писателя-концептуалиста Льва Рубинштейна, а за музыкальную партитуру, режиссуру и сценографию отвечал Александр Маноцков. На премьере побывала Дарья Патрина.

Здесь написано: «Прохожий. Остановись. Подумай». С середины 1970-х Лев Рубинштейн искал непривычные формы для бытования своих текстов. Надписи на стенах. Небольшие карточки – как будто из каталогов.

«Все дальше и дальше», написанные в 1984-м, из того самого «картотечного» периода. 52 записи, число которых и стало названием новой оперы. В произведении Маноцкова русскоязычные тексты Рубинштейна бытуют все так же – в формате записей.

Звучат лишь их переводы на другие языки: латинский, немецкий, английский, эстонский, голландский, французский. Сознание следит за знакомыми буквами, а слух и зрение следуют партитуре. 

Раскачиваются. Следующая надпись «Прохожий. Остановись. Попробуй придумать что-нибудь другое, лучше этого».

Исполнительницы оперы – Виктория Артюхова и Анна Вишнякова. «52» написана специально для них. И сидит идеально. Как костюм, сшитый по фигуре. 

«Пойдем дальше». Сыгранная, спетая и показанная буквально по нотам. Что-то напоминает, на что-то указывает, к чему-то отсылает. В отличие от Маноцкова, в нашем тексте цитаты Рубинштейна – в произвольном порядке. И что-то ноет внутри, вторя происходящему. Только начнешь понимать, что к чему, как пора уходить. Вложившись в аплодисменты, жаждешь тишины и молчания.