Детективная история предшествовала сразу двум событиям итальянской программы Культурного форума. Авантюрный сюжет, в котором обнаруживается утраченный шедевр искусства, не так давно разворачивался в Неаполитанской консерватории. В ее собрании обнаружили два старинных фортепиано, которые русская императрица Екатерина II подарила двум своим придворным композиторам-итальянцам. Инструменты многое претерпели на своем веку, а в итоге – были привезены на форум. 

Один из них можно было услышать в Эрмитажном театре, где исполнялась музыка, сочиненная его первым владельцем. Также по случаю форума Эрмитаж показал привезенные из Венеции портреты кисти Тинторетто. Подробнее об участии крупнейшего музея страны – в материале Ланы Конокотиной.

Лана Конокотина,корреспондент:
«Открывшиеся в дни Международного культурного форума эрмитажные экспозиции объединяет одна общая тема – Италия! В Петербург с Апеннинского полуострова приехали помпейские древности, произведения Тинторетто.  А также артефакты, рассказывающие о двух неаполитанских композиторах, творивших при дворе Екатерины Великой».

Доменико Чимароза прожил в Петербурге четыре года. Джованни Паизиелло – восемь лет. Работая в должности капельмейстеров, придворных композиторов, они сочинили много разных произведений, в частности, полтора десятка опер. На выставке можно увидеть несколько авторских рукописных партитур, в большинстве своем, посвященных российской государыне.

Сергей Андросов,заведующий Отделом западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа:
«В конце XVIII века у России были дипломатические отношения с Неаполем, и много неаполитанских музыкантов в то время работало в России. И вот наши итальянские коллеги предложили эту выставку совместную сделать, посвящённую Паизиелло и Чимарозе. И предлогом явилось то, что в Неаполе нашли музыкальные инструменты, которые они получили в подарок от Екатерины II».
Паскуале Терраччано,посол Италии в России:
«Оба музыканта прекрасно чувствовали себя при дворе, но, несмотря на хорошие условия для работы, климат Петербурга им не очень подходил. Поэтому, им в итоге пришлось уехать. Если же говорить в целом о выставках, открытие которых мы приурочили к культурному форуму, главная наша цель была показать все, чем богата культурная жизнь Италии, во всех областях. Мы хотели сделать такой итальянский праздник: тут и театр, и музыка, и изобразительное искусство».

Приехавшие парные работы Якопо Тинторетто – одна из последних сенсаций. Долгое время считалось, что эти портреты неизвестных венецианских сенаторов написаны не самим выдающимся мастером северо-итальянского Возрождения, а кем-то из его многочисленных учеников. Однако недавняя реставрация доказала – автором лиц и голов высокопоставленных чиновников является, бесспорно, сам мэтр.

Ирина Артемьева,ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа: 
«Это был выбор музея Коррер. Они хотели показать именно работы Тинторетто, в связи с тем, что мы отмечаем сейчас его юбилей, пятисотлетие со дня рождения».

Выставка же восьми шедевров из Помпей и Геркуланума – некое «превью», преддверие будущей масштабной экспозиции. Весной 19-го года в Эрмитаж прибудет множество подобных уникальных памятников-свидетелей трагического извержения 79-го года нашей эры, за сутки уничтожившего цветущие приморские античные города. Обрушив на людей и их дома потоки грязи и тучи вулканического пепла.

Паоло Джульерини,директор Национального археологического музея Неаполя:
«Начало интереса к этим погибшим городам восходит к 1738 году, когда был обнаружен Геркуланум. Через 10 лет в 1748 году были обнаружены впервые Помпеи. И с тех времен раскопки велись, более или менее, интенсивно. Организуя эту небольшую экспозицию, мы хотели показать, какие предметы сохранились до наших дней. Мы решили что-то выбрать из каждого жанра, из каждого вида искусства».

Что же, для Петербурга итальянская тема всегда была, есть и будет особенно близкой. Ведь именно итальянцы построили город Петра, возвели Зимний дворец и Эрмитажный театр. Именно Италия вдохновляла многие поколения отечественных мастеров.