Юрий Зинчук, ведущий: «Кстати, главный тезис, который был вынесен для обсуждения на главном пленарном заседании форума звучал следующим образом: "Культура как стратегический потенциал страны". То есть подразумевается, что культура хоть и не совсем осязаемая материя и не столь функциональна и материальна, как, допустим, средства производства, полезные ископаемые, углеводороды, валютные и золотые запасы государства, но всё равно — это стратегический запас. И не менее важный, чем все остальные стратегические запасы. А как им можно воспользоваться? Как он изменится в условиях технологических революций 21-го века? И как этот нематериальный стратегический запас может повлиять на целые судьбы многих стран?

Тема кажется излишне глобальной, но участники дискуссии доказали, что нет, эта тема находит отражение в повседневной жизни почти каждого из нас. Вот давайте на некоторое время тоже станем участниками этого пленарного заседания, которое прошло в рамках петербургского культурного форума».

Ну, как тут опять не повторить расхожую истину о влиянии феномена Петербурга на судьбы людей? Когда одна из ведущих журналистов американской CNN начинает дискуссию в качестве модератора с воспоминаний о своей студенческой общаге на Мытнинской улице. Тогда вид из окна на Эрмитаж тогда навсегда заставил её влюбиться в Россию и её культуру.

Главная заявленная тема пленарного заседания — культура как стратегический потенциал страны. Мягкая власть, которая может менять мир не хуже, а скорее даже лучше, чем реальная государственная или политическая власть. Все спикеры сошлись на одном. Власть над миром всё больше захватывает хаос. Правила миропорядка меняются со скоростью интернета с мощностью передачи данных в десятки гигабайт в секунду. И уже вслед за классиком нужно говорить: не «Куда ты мчишься, тройка Русь…» Точнее будет: «Куда несётся этот мир?»

Это неосязаемое мировое культурное наследие порой важнее всех государственных законов. Потому что законы, порядки и границы государств могут меняться. А духовное наследие, сохранённое человеческой цивилизацией, сохраняет и весь мир. Это то, что удерживает человечество от полного безумия

Но именно культура как национальное достояние сейчас и находится под угрозой. Весь мир с ужасом смотрел кадры, когда в Сирии игиловцы почти полностью уничтожили Пальмиру. А до этого талибы взрывали гигантские изваяния Будды в Афганистане. Но культуру убивают не только террористы. Например, интересы бизнеса или равнодушие. Достаточно вспомнить, сколько за последние двадцать лет в Петербурге, который, кстати, находится под охраной ЮНЕСКО, было снесено исторических домов и памятников. И тут образцовой страной по умению сохранять свою самобытность является Шотландия. Когда, например, их фестиваль кельтской музыки по телевизору в Великобритании смотрят зрители, общая численность которых сопоставима с аудиторией финала чемпионата мира по футболу.

Особо жаркий спор возник, когда стали обсуждать влияние современных технологий на современное искусство. Главный вопрос: технологии могут помогать искусству, или наоборот подменять искусство, делая из него аттракцион? В современном искусстве в эпоху социальных сетей и хайпа немножко аттракциона никогда не помешает. Например, в Японии, в префектуре Хиросима, маленький городской музей прославился твиттером про двух котов, которые уже целый год пытаются проникнуть внутрь. Но их не пускает охранник. И за приключениями и противостоянием этих котов с охранниками следит вся Япония. А так, кто бы знал, про этот маленький городской музей?

Кстати, в Эрмитаже котов не то, что пускают — они живут там. Так что и тут наш культурный Петербург впереди планеты всей.