Не все знают, что в Выборге есть Эрмитаж, вернее – самый северный его филиал. Он так и называется – «Эрмитаж Выборг». Там открылась экспозиция «Санкт-Петербург. Образы города».

Вообще, само по себе это выглядит как художественная акция и сопоставимо с  идеей строительства столицы на самой границе страны. Современникам Петра она казалась, мягко говоря, неудачной, но основатель провидел больше, чем город – Россию, обращенную к миру. Иосиф Бродский писал, что «будучи человеком трезвого ума, хотя и склонным к устрашающим запоям, царь воспринимал любую страну как продолжение пространства». 

Пространство в наших местах плоское, и он относился к нему, как к карте. Планируя свой город, он обходился одним инструментом – линейкой. Отсюда прямые линии наших широких панорам. И далее сам этот переизбыток пространства впоследствии безошибочно подсказывал архитекторам, где и в каком стиле возвести свои ансамбли. В историю замыслов и географию пространств погружалась Лана Конокотина.

Лана Конокотина,корреспондент:
«Созданная в 1717 году гравюра мастера Алексея Зубова – один из самых первых панорамных видов совсем еще молодого Санкт-Петербурга. В петровское время город так быстро рос и столь непредсказуемо менялся, что уже через несколько лет это прекрасное, во всех отношениях высокохудожественное произведение почти перестало соответствовать действительности».

Образы Петербурга XVIII века, Петербурга, почти полностью исчезнувшего – бесспорно, самая интригующая часть выставки. Можно увидеть, к примеру, самого основателя города в знаменитом ботике и его Зимний дворец, располагавшийся на месте Эрмитажного театра. На месте же теперешнего Зимнего находилось сразу несколько дворцов самых высокопоставленных горожан.

ВИКТОР ЛООГА,научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
«Один из самых богатых и красивых домов – дом адмирала Апраксина. Кстати, именно его потом Растрелли перестраивал под временный Зимний дворец. Перед тем, как его снести и уже начать строить наш современный Зимний дворец». 

Величественное здание на берегах Мойки и Фонтанки  – летний деревянный дворец императрицы Елизаветы Петровны. Здесь появился на свет Павел I. Впоследствии на месте этого дворца «русский Гамлет» построит свой замок, в котором в итоге будет убит.

Необычайно любопытно узнать, как раньше выглядели Аничков дворец и  Адмиралтейство, пространство перед зданием Двенадцати коллегий и стрелка Васильевского острова. Какими были первые переправы через Неву. И что за соборы предшествовали знаменитому творению Монферрана, ставшему четвертым по счету Исаакиевским собором Петербурга.

ВИКТОР ЛООГА,научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
«Для меня было интересно сделать некий собирательный, ретроспективный образ Петербурга за те два столетия с его основания до начала XX века, когда начинается уже история немного другого города – Ленинграда».

Торжественное открытие памятника Петру, подъем гранитной колонны на купол Исаакиевского собора, уникальнейшая панорама Дворцовой, созданная с высоты строительных лесов Александровской колонны. Проект гигантского однопролетного моста через Неву — одна из многих, увы, неосуществленных задумок гениального Кулибина.

Путешествовать по страницам истории Петербурга помогают предметы декоративно-прикладного искусства, одежда, книги, скульптура, аксессуары, портреты великих зодчих и колоритные образы простых горожан, делающих холодный и величественный град Петра уютным, трогательным, живым.