Алексей Воронович,кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Президентской библиотеки:

Начиная с сентября 1941 года, немцы обстреливали Ленинград почти ежедневно. Преимущественно рано утром, затем в полдень и вечером. А в зимнее время — и ночью. Первыми отпор врагу дали 101-й гаубичный артиллерийский полк резерва главнокомандования под командованием подполковника Жданова, полки майора Витте и Гниде, огневые позиции которых располагались на южной окраине города в районе Пулково, Средней рогатки, Автово.

Но в первые месяцы блокады полевая артиллерия находилась в чрезвычайно трудных обстоятельствах. Не хватало боеприпасов, отсутствовала корректировочная авиация. Поэтому велика была роль корабельной и береговой артиллерии Балтийского флота. Именно благодаря ей были сорваны попытки немцев взять город осенью 1941 года. В ленинградской базе РККФ было сосредоточено беспрецедентное количество морской артиллерии крупных калибров, более 400 орудий. С сентября 1941 по январь 1943 года корабельная артиллерия открывала огонь 26614 раз, израсходовав более 370 000 снарядов.

С весны 1942 года артиллерия и авиация стали более точно планировать совместные действия. И если за первое полугодие по городу было выпущено 34 000 снарядов, то за вторую половину — вдвое меньше.

Чтобы спасти город от обстрелов ленинградские артиллеристы использовали тактику «огонь на себя». С началом вражеского обстрела по общему сигналу вся тяжёлая артиллерия ленинградского фронта, береговые батареи и орудия кораблей обрушивали свой огонь на важнейшие центры и коммуникации противника. В таких случаях враг был вынужден обстреливать наши батареи, а не бить по целям в городе.

За проявленные мужество и героизм, успешные действия в борьбе с артиллерией врага первыми на Ленинградском фронте были удостоены звания «гвардейский» 41-й корпусной и 101-й гаубичный резерва Верховного главнокомандования артиллерийские полки. А 73-й артиллерийский пол был награждён Орденом Красного знамени.

В память о героизме и мужестве ленинградцев с военных лет сохранена предупреждающая надпись: «Граждане! При артобстреле эта сторона улице наиболее опасна». Не отреставрированы и следы осколков снарядов на цоколе Исаакиевского собора, на пьедестале одной из конных групп Аничкова моста. Шрамы, которые призваны напоминать о подвиге города, его жителей и защитников.