«Фильм должен начинаться с землетрясения, а потом напряжение должно возрастать. Вот и все», – говорил Альфред Хичкок о том, как снимать кино. В общем, правило применимо ко всем его составляющим. В частности, музыки в кино. Она тоже должна всегда быть со зрителем, здесь и сейчас, начинаться с самого яркого и ярко же завершаться, и такой, самой что ни на есть выразительной, она должна быть в каждом эпизоде. Вот и все. Динамика блокбастера редко оставляет время на развитие темы, формальные размышления, внутренние диалоги. Или нет?  

Сегодня в нашем городе прошел концерт польского композитора Абеля Коженевского, известного прежде всего саундтреками к знаменитым картинам. Первыми вспоминают фильмы режиссера Тома Форда «Одинокий мужчина» и «Под покровом ночи». Прямо сейчас в российском прокате идет фильм ужасов «Проклятие монахини», мистический саундтрек к которому также написал Коженевский. Своим мнением о музыке и кино композитор поделился с нашей программой.

Абель Коженевский,композитор:

«Когда я решил уехать в Америку, меня там никто не ждал. Мы с женой упаковали все в 4 чемодана. И взяли билеты в одну сторону. На нас смотрели как на сумасшедших. Более того, меня не взяли на мой первый фильм в Голливуде. Собеседование было через несколько часов после моего прилета в США, у меня был ужасный джетлаг. Я постоянно засыпал, был заторможен. К тому же мой английский был далек от совершенства, я не понимал половины того, что мне говорили. Но после этого собеседования  я познакомился  с редактором, который работал на фильме «Одинокий мужчина», и он меня порекомендовал Тому Форду.

Том – перфекционист. Обычно композитор показывает режиссеру демо, записанные на синтезаторе и сведенные на компьютере, чтобы дать представление о том, как будет выглядеть музыка в фильме. Но для столь эмоциональных фильмов как картины Форда, это не подходит.  Я писал вариант за вариантом, но Том говорил мне «Извини, Абель, я не чувствую этой музыки». Тогда я решил, что буду записывать с живыми музыкантами. И пригласил пять-шесть своих друзей к себе домой. И хоть это не был большой оркестр, и у нас было только два микрофона, все получилось. Том сказал: «Абель, это то что нужно. Это трогает мое сердце». Более того, один из фрагментов музыки, который можно услышать в самом  фильме, был записан в моей гостиной. Мы пытались его перезаписать в большой студии, с оркестром, но эффект был уже не тот.

Обычно я начинаю писать музыку  к фильмам с небольших фрагментов. Это как подобрать нужный ключик к замку. Ты пытаешься  войти в чей-то чужой дом. И пробуешь не спеша, подходит этот ключик тебе или нет. Поэтому сначала я и пробую самые простые вещи, который делают меня с фильмом на «ты». Потом я могу подняться на следующую ступеньку, а затем перейти к основной теме».