«Пульс города» продолжает пристально следить за реконструкцией Михайловского дворца, главного здания Русского музея. И вот теперь город обсуждает перемены в ещё одном музее — Музее Достоевского. По соседству со зданием, где находится мемориальная квартира Федора Михайловича, к двухсотлетнему юбилею писателя в 2021 году будет построено новое. Что в итоге мы получим? И есть ли повод для беспокойства? Репортаж Антона Цумана.

Главное здание Русского музея внешне продолжает жить обычной жизнью, принимая ежедневно огромное количество туристов. Но, по словам сотрудников, в служебных помещениях уже начались работы, похожие на подготовку к реконструкции.

Антон Цуман, корреспондент: «Михайловский дворец, вид со стороны сада. Здесь встречает вот такой железный забор. Может он и не имеет к реконструкции никакого отношения, но над ним на крыше уже установлена рабочая площадка. Как раз напротив дворика».

Сам дворик с нашего прошлого визита почти не изменился. Но наверху появился полиспаст — приспособление для подъема и спуска тяжестей. Внизу — бочки, по-видимому, с краской. Для чего они — администрация музея сотрудникам не говорит, но велит готовиться к переезду. А к несогласным грозится применить репрессии.

То есть, несмотря на широкий общественный резонанс, обращения 96-ти сотрудников в прокуратуру города, наше внимание к этой проблеме, Михайловский дворец продолжают тайно переделывать.

Общественная палата. В небольшом кабинете идет бурное обсуждение реконструкции ещё одного музея — Музея Достоевского. Даже не реконструкцию, а расширение. Согласно проекту, рядом с существующим историческим зданием в Кузнечном переулке появится совершенно новое.

Любой, кто побывал в Музее Достоевского, знает, насколько невелики его размеры. Мемориальная квартира из 4-х комнат и литературная экспозиция. Внизу целый стенд с афишами мероприятий. По словам Натальи Ашимбаевой, которая возглавляет музей уже больше 20 лет, он давно вырос из этого пространства.

В новом здании разместятся кафе, музейный магазин, концертный зал. 700 млн. рублей на реализацию даст фонд «Петербург Достоевского». Частная организация. А один из её учредителей — старший сын экс-президента ОАО РЖД Андрей Якунин. Правда, контролируемые им компании известны в Петербурге совсем не музейными, а гостиничными проектами.

СПРАВКА:

— приспособление под отель класса "люкс" дома Лобановых-Ростовских на Исаакиевской площади;
— реконструкция Никольского рынка, которая изначально подразумевала застройку его двора бизнес-центрами и огромный стеклянный купол над ними, совершенно не характерный для конца 18 века.

И вот теперь — новое здание для музея Достоевского, которое ему обещают предоставить в бессрочное и безвозмездное пользование. Но, по словам экспертов, это очень шаткая формулировка. Условия со временем могут быть пересмотрены, и на месте музейного кафе может появиться фешенебельный ресторан «У Федора Михайловича». Вопросы есть и к фасаду, который, по мнению автора проекта Евгения Герасимова, и отражает Петербург Достоевского.

Архитектор Максим Атаянц реализовал множество проектов по всей стране. На заседании в Общественной Палате он аргументированно доказывал необходимость пересмотреть фасадное решение. И на встрече с нами в Кузнечном переулке, наглядно продемонстрировал, почему.

И Музей Достоевского, и Михайловский дворец объединяет одно — отсутствие четкого понимания того, что мы, петербуржцы, получим в итоге. Музеи 21 века или ещё одну чудовищную градостроительную ошибку? И неслучайно многие эксперты уже называют это не сохранением духа Петербурга, а тем, что на сухом канцелярском языке звучит как «освоение бюджета».