Биеннале театрального искусства — это уроки режиссуры для тех, кто навсегда решил связать свою жизнь со сценой, встречи с выдающимися мастерами. Из Москвы в Петербург приехал Иосиф Райхельгауз, и с особым трепетом перешагнул порог института сценических искусств.

Иосиф Райхельгауз,режиссёр, художественный руководитель театра «Школа современной пьесы», народный артист России:
Я учился здесь, страшно сказать, полвека назад. Меня отчислили за профессиональную непригодность.

Иосиф Леонидович проучился в театральном институте на курсе Бориса Зона неделю. Но уходя, гордо пообещал вернуться.

Иосиф Райхельгауз,режиссёр, художественный руководитель театра «Школа современной пьесы», народный артист России:
Я им сказал: «Вот увидите! Через 10 лет в этом институте будет встреча со мной, как известным режиссёром. А вот вас ещё не известно куда пошлют работать».

И через 10 лет эта встреча состоялась в рамках гастролей театра «Современник». За это время Райхельгауз получил два высших образования и уже ставил спектакли на большой сцене. Впоследствии стал выдающимся педагогом, и принцип своего первого мастера не забыл.

Иосиф Райхельгауз,режиссёр, художественный руководитель театра «Школа современной пьесы», народный артист России:
Марат Гацалов мой выпускник. Я его сначала отчисляю, потом опять беру, потом опять отчисляю — и так далее.

За плечами Райхельгауза-педагога преподавательская деятельность в Миланской консерватории имени Верди, Рочестерском университете и Итальянской киношколе. Сейчас мастер — профессор ГИТИСа. На встрече со студентами нашего института сценических искусств, он поделился наблюдениями о новом поколении режиссёров.

Иосиф Райхельгауз,режиссёр, художественный руководитель театра «Школа современной пьесы», народный артист России:
Студенты показывают работы. Скажем, что практически в каждой работе есть: обнажёнка, нецензурная лексика, вода, огонь. Узнают. А теперь в последнее время прибавился обязательно экран — изображение на экране. Видеоряд.

Для студентов мастер-класс с выдающимся режиссёром — это возможность узнать принципы не знакомой им киношколы. В театре «Школа современной пьесы» под руководством мастера ставят только сочинения ныне живущих авторов, и каждый спектакль — это мировая премьера. А, если уж берутся за классику, то комментируют её и фантазируют на тему хорошо известного сюжета. Мастер-класс продолжился в театре Акимова, где показали «Шинель/Пальто» — авторское сочинение Райхельгауза по мотивам Гоголя. Только — на современный лад.

Дмитрий Хоронько,актёр, музыкант:
Воссоздавать эпоху Николая Гоголя, о которой никто не помнит вообще, нет свидетелей, ни одного, кроме описания и литографий, даже фотографий нет — это глупо. Поэтому в этом находится комфортно, потому что мы в этом времени и живём. Быстрое, сумасшедшее, клиповое сознание.

Современный театр преподносит немало сюрпризов. Жанр этой постановки обозначен как «диалоги, опера, балет и танцы на льду для драматических артистов». Неофициальный слоган «Школы современной пьесы» — «всё разрешено!» Но на встрече мастер терпеливо пояснил: разрешено — всё, если вы знаете законы театра, единые для всех.