Результат их работы вы видите в новостях. Их самих — никогда. Оперативники уголовного розыска. Подразделению 5 октября исполнится сто лет.

Мы не будем углубляться в историю. Мы покажем тех, кто работает сегодня и сейчас. Многие из них — легенды уголовного розыска. Их имена хорошо знают мошенники, воры и авторитетные бизнесмены. Вот только предпочитают избегать с ними встреч.

Неприметное здание. На окнах — решетки. По этим коридорам в наручниках прошли тысячи мошенников.

АЛЕКСАНДР ШЕВЧЕНКО,начальник 7-го («мошеннического») отдела ОРЧ №2:
«Практически каждый год у нас сейчас на 30% показатель увеличивается».

Александр Шевченко. Полковник. Начальник «мошеннического» отдела. Острый ум. Быстрая речь.

АЛЕКСАНДР ШЕВЧЕНКО,начальник 7-го («мошеннического») отдела ОРЧ №2:
«Люди приходили, брали кредиты. Если в банках не взять, допустим. Им объясняли, что вы берете деньги под залог недвижимости. А на самом деле они подписывали договоры купли-продажи своего имущества».

Черные риэлторы. Торговцы воздухом. Опера этого отдела «выносили» офисы продавцов БАДов. Около сотни человек на скамье подсудимых.

Их клиенты сегодня — в любой сфере. Больше всего интернет-мошенников или «дистанционщиков». Популярны аферы с предоплатами. Просят перевести задаток в качестве гарантии покупки. Потом исчезают.

АЛЕКСАНДР ШЕВЧЕНКО,начальник 7-го («мошеннического») отдела ОРЧ №2:
«Это не то что рай. Это одно из самых массовых направлений в мошенничестве. Могу привести пример. Вот рядом область Новгородская, где целые цыганские поселения, кварталы можно сказать, где занимаются продажей на сайте авито».

Разговор постоянно прерывают оперативники. Всем срочно. Доложить. Подписать. Уходим.

— Когда нет возможности, или с колес все, сами поехали. вооружились, надели бронежилеты и поехали.

— Часто такое бывает?

— Бывает. 

Начальник «разбойного»отдела. Алексей Попов. В полиции четверть века. В зоне внимания оперативников этого отдела — ограбления магазинов, банков, офисов. Вооруженные. Это из последних.

АЛЕКСЕЙ ПОПОВ,начальник 6-го («разбойного») отдела ОРЧ №2:
«Группа Джафарова. Азербайджанская ОПГ. Входило в нее от 4 до 5 человек. Использовали маски, оружие, подменные номера на машины».

Оружие тоже. Преступники те же. Все как двадцать лет назад. Но оттачивают разбойничье мастерство грабители иначе.

АЛЕКСЕЙ ПОПОВ,начальник 6-го («разбойного») отдела ОРЧ №2:
«Мониторили постоянно интернет. Все нападения на ювелирные магазины по стране изучали. Как ловят, как уходят, куда сдают».

Популярнее всего у грабителей ювелирные магазины. Быстро. Почти без риска. Впрочем, оперативникам найти таких джентельменов удачи тоже несложно.

— Вал был 10-12 год. В месяц доходило до десяти. Затем мы переловили группы.

— Смотрите, Алексей Андреевич. Например, кольцо. Стоит 10тысяч рублей. За сколько эти преступники в ломбард сдают?

— Треть цены. Если повезет — половину.

Последняя задержанная банда сбывала драгоценности в Омске и Пятигорске. Нашли. Дело в суде.

ДЕНИС ГАВРИЛЕНКО,начальник «оружейного» отдела ОРЧ № ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти:
«Очень страшные вещи происходят. Иногда заходишь к людям и обнаруживаешь большие авиационные или артиллерийские снаряды. Детонатор на взводе. То есть он в любой момент от малейшего там шороха в принципе, может взорваться. Под кроватью у детей. Ты ему задаешь вопрос: Ты что делаешь-то?! У тебя в любой момент может бахнуть».

Денис Гавриленко, начальник «оружейного» отдела. В зоне внимания — контрабанда оружия, черные копатели.

АЛЕКСЕЙ ПОПОВ,начальник 6-го («разбойного») отдела ОРЧ №2:
«В Киришах недавно тоже человека задержали одного. Вот таких вот мин противотанковых там штук двадцать у него в гараже лежало».

Он начинал в «убойном». Среди первых дел — убийство депутата Новоселова и разработка банды Маковоза. О том времени говорит, будто анекдот рассказывает. На самом деле ситуации напоминают «русскую рулетку».

АЛЕКСЕЙ ПОПОВ,начальник 6-го («разбойного») отдела ОРЧ №2:
«ОМОН вперед, побежали. А я побежал самый первый. Я бегу по лестнице, на пятый этаж, пистолет в руках. И вот я так вбегаю, и вот он стоит с пистолетом ТТ. Он на меня вот так вот, а я на него вот так вот».

В 98-м из «убойного» выделили «заказной» отдел. Армию киллеров разгромили. Сегодня заказное убийство всегда резонансное. Отдел так и называют — «резонансный».

— А вот мне кажется, здесь очень хорошо карманникам. Народ стоит глазеет, да?

— Естественно.

Оказывается, обворовать могут даже во время танца.

— Немножко его приобнял: «Я с вами сфотографируюсь». В это время другой рукой проник и похитил.

Это скромная девушка — оперуполномоченный «карманного» отдела уголовного розыска. Подполковник.

— Я, когда езжу в общественном транспорте, сумку держу впереди. Я считаю, что это безопасно.

— Ничего сложного проникнуть в вашу сумку. Достаточно, чтобы карманников было хотя бы двое. Один из них грубо полезет в задний карман к вам. Как только вы отвлечетесь от своей сумки, с ней можно делать все что угодно».

С начала года оперативники в суд передали две сотни дел. Среди охотников за чужим карманом попадаются настоящие таланты.

ОЛЬГА ПОЛЯКОВА,старший оперуполномоченный по особо важным делам:
«Практически на посадке в троллейбус проник рукой в карман мужчины. И начал вытаскивать из кошелька купюры по одной».

Самым громким стал арест Дмитрия Обухана. Коллеги по цеху называют его «Буба». Оперативники — «водитель Николай». Так он представился журналистам в случайном интервью. Задержали «Бубу» по статье «Организованная преступная группа». Беспрецедентный случай в истории отечественного угрозыска.

ОЛЕГ ОСМИНКИН,заместитель начальника 9- го («карманного») отдела:
«Их часть вторая, «карман». А 4-я часть — это организованная преступная группа. Квалификация преступления уже поменялась. И мы это доказали».

По количеству культурных ценностей, коллекционеров, музеев Петербург — один из первых в мире. А еще наш город называли «кузницей поддельного антиквариата». Дела, связанные с предметами искусства, сегодня расследуют в «кражном» отделе уголовного розыска.

ИЛЬДАР КУТУЕВ,заместитель начальника 5-го отдела ОРЧ № 2 ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти:
«Направляется сейчас в суд дело по хищению картины XVII века у жительницы Петербурга. Получилось так, что в свободном доступе картину подменили. Повесили фотокопию. Ну, лицо было вхоже в адрес».

Помните историю с Еленой Баснер? Бывшая сотрудница Русского музея проходила по делу о продаже фальшивой картины. После этого, если верить статистике, количество преступлений, в культурной сфере, уменьшилось. Надолго ли?

— В детстве кем мечтали стать?

— Сложно. Даже не могу вспомнить, кем я мечтал.

Скромный. Внешность, как у профессора. Восемь фигурантов его дел получили пожизненное. Еще сотни проводят за решеткой по полжизни. Это легенда уголовного розыска. Роман Полозаев. Сегодня — начальник отдела по борьбе с организованной преступностью.

РОМАН ПОЛОЗАЕВ,начальник отдела по борьбе с организованной преступностью:
«Сейчас бандит другой. Он должен осознавать, какое он сделает действие и какие материальные блага он получит. Тогда они могли работать на некого лидера, который им сулил в конце яхты, заводы, пароходы. Все будет. Люди в это верили и могли работать годами, получая по двести-триста долларов».

В 90-х Роман Полозаев работал в УБОПе. То есть на передовой борьбы с бандитизмом. Для тех, кто забыл. Эпизод из того времени.

РОМАН ПОЛОЗАЕВ,начальник отдела по борьбе с организованной преступностью:
«В тот день уже ближе к ночи были задержаны не менее тысячи человек. Все они находились на Литейном, 4. Третий этаж тогда занимал уголовный розыск».

Одно из последних дел оперативников этого отдела — банда Сасмсонова. Рассматривают в Горсуде.

— Про морг, может, к столетию не будем?

Не будем. Про то, как оперативники в считанные часы нашли живого и невредимого ребенка, которого маньяк спрятал в квартире — тоже не говорим. Она не считает нужным. Елена Меркулова. Полковник. Профессионал, каких мало. Начальник «розыскного» отдела.

ЕЛЕНА МЕРКУЛОВА,начальник 13-го («розыскного») отдела ОРЧ №4 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти:
«Каждый ребенок, каждое такое сообщение мы пропускаем через себя. Никаких трех дней не существует. Можно подать заявление в любой момент. Иногда бывает достаточно и нескольких часов. Просмотр камер по пути движения, проверка по всем имеющимся базам. Технические мероприятия. Это телефоны, гаджеты. Отработка связей. Опрос друзей и родственников».

В связи с праздничным форматом не говорим и о том, как оперативники, когда ищут детей, работают круглосуточно. Их будни — не праздник. В другой раз.

— Что важнее, закон или справедливость?

— В достижении справедливости надо всегда опираться на закон.

— Как представитель закона, скажу: закон, конечно.

— Кошелек Глеба Жеглова, это такая тонкая вещь. Зло должно быть наказано. Наверно, так.

— Если мы говорим про платформу, которая для всех, и которая нерушимая, это все-таки закон.