С любовью на устах и песней в сердце размышляют о классических сюжетах на Новой сцене ЛДМа. С нее для зрителей уже поют в легком жанре Онегин, Лолита, Мастер и Маргарита. А теперь запел и князь Мышкин. 

Мюзикл «Идиот» — обращение Василия Заржецкого к роману Достоевского. Обращаясь к фигуре такого масштаба, хочется опереться на плечо авторитета, того же Владимира Набокова. Об этом романе он писал так: «Стопроцентная банальность каждого слова, дешевое красноречие отличают стиль Достоевского.

Герои никогда ничего не произносят, предварительно не побледнев, не зардевшись, не переступив с ноги на ногу. Однако сам сюжет построен искусно. Условимся раз и навсегда, что Достоевский прежде всего автор детективных романов». 

Вот и создатели спектакля зазывают зрителя в цирковой манере: «Приходите и станьте свидетелями того, как красота гибнет по вине истинной любви, добродетель вступает в схватку с безнравственностью…». Что Набоков мог бы сказать об этом, кроме хорошего? Послушаем, что скажет Анна Лесина.

— Да, я — Фердыщенко! Я – Фердыщенко!

Кто бы мог подумать, что сальный, неприличный бюрократ из романа Федора Достоевского наденет костюм с пайетками и будет отплясывать в окружении девушек из кабаре, напевая о нелегкой чиновничьей доле. В новой интерпретации культового произведения Фердыщенко – проводник в темное царство петербургской жизни, увлекшей князя Мышкина. На сцене ЛДМа — экспериментальное прочтение классики, мюзикл по роману «Идиот».

ВАСИЛИЙ ЗАРЖЕЦКИЙ,режиссер:
«Мы не отошли от канонов, попыталась вживить роман в жанр мюзикла».

Достоевский считался особым любителем музыки. Философ Бахтин ощущал в поэтике его произведений полифонию и считал, что «голосоведение» романов писателя схоже со звучанием фуги. Возможно, поэтому сделать прозу поэзией оказалось несложной задачей. На стихи положены почти все основные сцены, включая монолог князя о смертной казни.

АНТОН АВДЕЕВ,актер:
«Это максимальный свет, который может быть. Он же действительно пророк, он вне времени, вне лицемерия. Я максимально стараюсь вытащить из себя все самое чистое, потому что этим он пленит». 

В качестве реквизита — чемодан, символизирующий поезд, лестница и белый табурет, заменяющий письменный и обеденный стол. Ничто не должно отвлекать от героев музыкальной драмы. Где бесноватая черта характера Настасьи Филипповны доведена до гротеска. 

Создатели музыкального концерта не лишили его оригинального драматического финала: князь Мышкин так или иначе сойдет с ума, а Настасья Филипповна погибнет от руки ревнивого Рогожина. Философская идея сострадания и всепрощения оказалась лишь завуалирована легкой подачей. Приправленное сладким соусом, глубоко трагичное произведение кажется не таким горьким.