100 шедевров готовятся к переезду в Италию из четырех императорских резиденций Петербурга. Музеи заповедники пакуют раритеты, чтобы показать их в итальянском Палермо. Выставка приурочена к вековому юбилею музеев-заповедников Царского села, Петергофа, Павловска и Гатчины.

Уникальные экспонаты повезут по земле, путешествие самолетом им противопоказано. Весь процесс подготовки к этому путешествию — практически спецоперация, где нет права на ошибку. Анна Безкровная узнала, какие шедевры покинут свой дом и в каких условиях отправятся в путь.

АННА БЕЗКРОВНАЯ,корреспондент:
«Для выставки в Палермо четыре императорские резиденции подготовили 100 шедевров — по 25 каждая. Причем экспонаты выбирали с особой тщательностью. Ведь главная цель не просто показать предметы, но и с помощью них рассказать о духе России того времени, когда эти дворцы и парки создавались». 

Если можно так выразиться, каждая резиденция выбрала своего императора, в правление которого дворец был на подъеме. У Гатчины это, конечно же, Павел. В Пушкине — Екатерина II, Петергоф везет костюмы и вещи, связанные со своим создателем Петром Великим. 

АННА БЕЗКРОВНАЯ,корреспондент:
«Один из самых ценных экспонатов большого дворца — вот эти дубовые панно. Они украшают кабинет самого Петра. Всего сохранилось восемь подлинников начала XVIII века. Два из них отправляются на выставку в Палермо. На одном — бюст самого Петра. А надпись на французском гласит: «Петр — император Великой России».

О великой России времен Александра I Петергоф тоже расскажет в Италии. Для этого туда отправляют портрет императора. Рабочие, обступив царя, с предельной аккуратностью снимают картину со стены. Ни в коем случае нельзя повредить живопись. 

Холст оделили от рамы И теперь обеспыливают. После картину ждет тщательная упаковка. Портрет — один из последних экспонатов, которые осталось подготовить к отъезду в Италию. 

АННА ЛЯШКО,Начальник службы сохранения и изучения культурного наследия ГМЗ «Петергоф»:
 «Выставка беспрецедентная, потому что едут лучшие вещи. В таком составе вещи никогда не объединялись и никогда не покидали пределы России». 

По отдельности экспонаты все же бывали за рубежом. Например, знаменитый гурьевский сервиз. Всего в нем четыре с половиной тысячи предметов. На украшение потратили несколько килограммов золота. Но самое ценное — это живопись. На картинках сюжеты с видами России и портреты жителей. 

 ОЛЬГА ХОЛОДНОВА,хранитель музейных предметов сектора Монплезирский комплекс ГМЗ «Петергоф»:
«При Александре не повторялся бортик и само изображение. При доделках, при Александре III, Николае II уже начались повторения. И с обратной стороны все эти тарелки подписаны. Надписи на русском и французском. Вот мы читаем: «Кормилица». То есть, это своеобразная энциклопедия. Правда, читать эту энциклопедию нужно с осторожностью. Каждый из предметов словно пожилой человек требует постоянного ухода. У экспонатов есть специальные паспорта, где прописано все, как их везти и выставлять. 
ТАМАРА НОСОВИЧ, заместитель генерального директора по учету и хранению ГМЗ «Петергоф»:
 «Нам важно, чтобы соблюдался температурно-влажностный режим при транспортировке и при экспонировании. Если это есть, то капризничать ничего не будет».  

Капризную итальянскую публику, которая видела немало, Российская экспозиция все же должна удивить. Ведь Петербург и его пригороды строились именно с отсылкой к искусству Италии, потому и интерес к этой тематике есть. 

ТАТЬЯНА МЕРКУЛОВА,руководитель пресс-службы «Русских сезонов в Италии»:
«Итальянцы очень хорошо воспринимают русскую культуру, с большим удовольствием принимают проект «Русские сезоны». Осень у нас очень насыщенная. Проект, который сегодня представляем, он действительно поразит итальянскую публику. Мы очень на это рассчитываем». 

Выставка «100 шедевров» — только небольшая часть «русских сезонов» в Италии. За год там должно пройти большее 300 мероприятий: и выставки, и спектакли, и арт-фестивали. Все это станет продолжением многовекового культурного диалога между Россией и Италией.