1948 год. Ленинград. Маленькая Лида вместе с папой впервые пришла в кино. Чудо, когда на стене вдруг развернулась история трех влюблённых летчиков так поразило и восхитило девочку, что она решила во что бы то ни стало попасть в этот прекрасный мир иллюзий.

И она попала. Да ещё и в один фильм с Николаем Крючковым. Работа над картиной «Какое оно, море?», вообще, стало для неё судьбоносной. В поезде Москва-Феодосия, который вёз артистов на съёмку она познакомилась с Василием Шукшиным. Прежде Лидия его недолюбливала – слишком суровым казался ей этот человек, вечно ходивший в сапогах и военной гимнастёрке. Но они разговорились, потом актриса запела «Калину красную», а Шукшин песню подхватил…

У неё двойная фамилия, и вторая половинка появилась не красоты ради. Хоть Лидии Федосеевой и Василию Шукшину довелось быть вместе лишь десять лет, они по-прежнему друг от друга неотделимы. Как он стал воплощением национальной души и совести, так в ней воплотился дух некрасовской русской женщины, которая не только коня на скаку, но ещё все простит и поймёт. Без её Любы не было бы обновленного Егора Прокудина…

Специально для неё и, по сути, про неё Шукшин создавал те образы, которые сделали Лидию Федосееву по-настоящему «народной» актрисой. «Печки-лавочки», «Странные люди», «Калина красная» – в этих фильмах ей легко было не играть, жить. Она такая же, как ее героини. Однажды в начале 90-х она не побоялась спуститься в шахту, чтобы поддержать бастующих шахтёров.

Впрочем, она может быть разной. Режиссёры разглядели в ней не только искренность и простоту деревенских женщин, но и величавую стать царственных особ. Например, в исторической саге «Демидовы». А Марк Захаров увидел в ней и вовсе мадам Грицацуеву. И всё же, вот уже полвека она для нас по-прежнему обыкновенная женщина из глубинки. Такая, как жена тракториста Нюра из шукшинской истории «Печки-лавочки», или передовая колхозница, крымчанка Софья, героиня милой, лирической, сразу полюбившейся всем, комедии «Шофер на один рейс»…