На днях завершился фестиваль «Ауэр. Наследие», приуроченный к 150-летию начала педагогической деятельности легендарного профессора Санкт-Петербургской консерватории Леопольда Ауэра. Создатель известнейшей в мире скрипичной школы воспитал более трех сотен учеников, которые перевернули представления о том, что и как можно сыграть на скрипке.

Неудивительно, что сегодня география Ауэровской школы включает все континенты. Наш город представляли Михаил Гантварг и его ученик Чингиз Османов, с сольными программами выступили француз Давид Грималь и Кристоф Барати из Венгрии. В рамках фестиваля прошел международный конкурс. Его финалисты вместе с членами жюри выступили на завершающем гала-концерте в Большом зале Филармонии.

Леопольд обучил Мирона, Мирон – Михаила и собратьев его, Михаил обучил другого Михаила и так далее. Подобная почти библейская история происхождения современных скрипачей от общего предка Леопольда Ауэра довольно точно описывает древо петербургской скрипичной школы. 

В 1868 году музыкант из Австро-Венгрии занял должность профессора столичной консерватории, а в 1918-м покинул Петроград. Впрочем, не только в Петербурге живут и играют ауэровские ученики.

Сейчас на дворе XXI век. За генеалогической схемой уже вполне может позабыться суть дела: что же такое школа Ауэра? Что, собственно, передается из рук учителя в руки ученика, так сказать, от смычка к смычку?

Из России Ауэр уехал в Америку, где его встречали ученики. Сегодня следовало бы ожидать, что «опыление» Ауэром Нового и Старого света даст всходы, и на фестиваль-конкурс приедут музыканты с «того» и «этого» света. Однако среди конкурсантов в основном были только россияне, а что касается жюри, то среди его участников можно с гордостью назвать Давида Грималя из Франции. Члены жюри уверяют, что уровень конкурса был очень высокий.