Первый этап реставрации Спаса на Крови завершен. На этой неделе журналистам показали обновленную черепицу на центральном шатре храма. Восстанавливать ее начали в прошлом году. Впереди еще очень много работы. К сожалению, вариант «ремонт под ключ» для Спаса на Крови пока невозможен – нет денег. Церкви требуется помощь и внутри, и снаружи. Но есть и хорошая новость: леса с собора все-таки снимут, и даже известно, когда. Мария Марченко расскажет.
 
Финал долгой, кропотливой работы. Реставраторы заменили черепицу на центральном шатре Спаса на Крови. Каждый элемент, а их здесь более трех с половиной тысяч, нужно покрыть спецраствором. Он защитит от капризов петербургской погоды.
 

ЮЛИЯ ПОЛЯКОВА,мастер строительно-монтажных лесов:
«Естественно, каждый уголок, каждый шовчик не пропускаем. Обязательно каждую черепицу надо проходить, чтобы все было пропитано».

Здесь, у самого купола, единственное место, где сохранилась историческая черепица. Все, что ниже, пришлось заменить еще в советское время. Ее-то сейчас и обновили.
 

МАРИЯ МАРЧЕНКО,корреспондент:
«Реставраторы изготовили почти полторы тысячи вот таких элементов по технологиям начала XX века. Еще полгода ушло на то, чтобы подобрать оттенки, идентичные историческим».

Спас на Крови заставил современных реставраторов решать непростую задачу. Черепичных крыш в городе почти нет, как следствие – мастеров, которые умеют с ними работать, тоже. Технологии подбирали методом проб и ошибок.

ФЕДОР ЩЕДРИН,технический директор реставрационной компании:
«Есть хотя бы гост у нас на черепицу, появился недавно, но он не отображает всех ньюансов и проблем, связанных с исторической черепицей. Приходится многие узлы разрабатывать самим, доводить до ума эксплуатационными экспериментами, чтобы понять, насколько каждое внедрение в памятник долго потом проживет».

Судьба храма, возведенного в 1907 году на месте, где император Александр II получил смертельное ранение, драматична. Его не приняли современники и хотела уничтожить советская власть. Осуществить эти планы помешала Великая Отечественная война.

СВЕТЛАНА КЛИМОВАстарший методист музея «Спас на Крови»:
«Собор остается, используется в качестве морга. Есть воспоминания, здесь лежали трупы, здесь был морг. И собор не маскировали, купола цветные не закрашены. Он служил мишенью для фашистов».

В него не раз попадали снаряды. Один из них, фугасный, пролежал в стропилах купола 18 лет. То, что он не взорвался, считают чудом. Впрочем, как и то, что после всех перипетий сохранилось главное богатство храма – мозаики. А ведь их хотели вывезти, как церковную утварь и иконы. Вернуть храму былое убранство не могут до сих пор. В киотах вместо образов – фотографии, на иконостасе нет крестов. Денег на все не хватает.

ГЕННАДИЙ ПОЛУНИН,начальник отдела реставрации и капитального ремонта государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»:
«Объект культурного наследия, но мы находимся на самоокупаемости, то есть на входных билетах мы проводим работы реставрационные работы».

Именно поэтому один из самых популярных культурных объектов мира не прекращает свою работу ни на один день. Устанавливать столь необходимую систему кондиционирования, например, будут по вечерам или ночью, чтобы не мешать посетителям. А вот леса, которые скрывают великолепие храма, снимут не раньше 2025 года. После этого, уверяют специалисты, такого масштабного вмешательства, как сейчас, не потребуется как минимум полвека.