Если вы спрашиваете, что такое джаз, значит, точно никогда его не поймете. Так считал великий Луи Армстронг. А с ним спорить как-то и не получается. Джаз – это не про понимание, а про чувства. Или, по определению мастера емких формулировок Сергея Довлатова, «Джаз – это восхитительный хаос, основу которого составляют доведенные до предела интуиция, вкус и чувство ансамбля. Джаз – это мы сами в лучшие наши часы». Единственная в своем роде Филармония джазовой музыки, которая находится именно в нашем городе, дала старт новому, уже 30 по счету, концертному сезону. Отринув разум и включив чувства, в Джазовую филармонию отправилась Варвара Федорова.

Все новое и оригинальное о джазе…сказано. Уже лет 50 назад. А что нового можно сказать в джазе? Слов не находят даже признанные авторитеты. На вопрос: чем коллективы, выступающие под эгидой филармонии джазовой музыки, собираются удивлять публику в новом сезоне, Давид Голощекин отвечает обескураживающе.

Давид Голощекин,художественный руководитель и основатель Филармонии джазовой музыки, народный артист России:
«Ничем не удивлять. Тем, чем удивляли все 30 лет. Тем, что здесь звучит настоящий джаз».

С одной стороны, настоящий джаз – это несколько сотен пьес из общеизвестного репертуара. С другой – искусство импровизации, то есть тщательно обдуманной неожиданности.

Давид Голощекин,художественный руководитель и основатель Филармонии джазовой музыки, народный артист России:
«Здесь не в моем консерватизме дело. Я, может быть, даже более прогрессивный, чем вам кажется. Хотя я себя называю консерватором, но это же хорошее слово. Кто-то же должен сохранять. Вот я – один из хранителей».

В джазе вообще – только личности. Всякий раз знакомство с этим искусством – это встреча с конкретным исполнителем и с его интерпретацией давно ставшего классическим произведения. Открытие юбилейного сезона Филармонии джаза звучало голосом Дэниз Кинг – американской певицы, преуспевшей в соул-джазе, отсылающем к негритянской духовной песне. Ее сравнивают с Аретой Фрэнклин и Диной Вашингтон. Но Кинг миновала чаша всемирной славы.

Дениз Кинг,певица (США):
«Я всегда размышляю о том, как это композитор это сочинял, о чем думал в этот момент, и какими средствами хотел это выразить. Главное в песне – это текст. Моя задача – как можно глубже раскрыть его содержание и вызвать эмоции».

Отправная точка творчества Дениз Кинг выглядит парадоксально. Люди редко цитируют строки из джазовых песен, приключения мысли передает движение нот. Мало того, поэзия – это то, что исчезает в переводе, но может быть передано исполнением.

Дениз Кинг,певица (США):
«Вы можете петь, вы можете произносить любые слова, но если вы будете петь… Вы чувствуете? Вы должны почувствовать, что такое «летнее время». Я хочу, чтобы зрители в зале вспомнили, как впервые в жизни влюбились».

Из всех музыкальных направлений джаз более остальных хочется сравнивать с театром, вечная новизна которого – в прочтении режиссера и авторской манере исполнителей. «Гамлет» или «Вишевый сад» в тысячный раз звучит по-новому. На сцене «Осень в Нью-Йорке» Вернона Дюка в аранжировке Сергея Богданова. Мокрый петербургский асфальт и в тон ему – вечно свинцовое небо.