Сразу два ключевых городских объекта в данный момент находятся на реконструкции: Выборгский замок и парк Монрепо. Реконструкция сопровождается масштабными археологическими раскопками. Этим летом СМИ то и дело писали об очередной сенсации. То в парке обнаружили фундамент бани начала 19-го века, то под замком потайной ход! Таких крупных и любопытных сокровищ город ещё не видел! Максим Облендер провёл один день вместе с археологами.

Выборг. Скандинавский сосед Петербурга. Город, в котором переплелась история трёх государств: Шведского, Финского и, наконец, Русского. Пётр только присматривался к болотистым землям у берегов Невы, а на этих 160 квадратных километрах уже кипела жизнь. На улицах города, в замке, даже под замком.

Башня, в которую надо спускаться, а не подниматься. Этот вход в 35-м году финны заложили и засыпали. Реставраторы только предполагали, где он находится и, наконец, нашли.

Александр Смирнов, заместитель директора Выборгского объединенного музея-заповедника: «Мы начали работы на этой башне. И за 2 недели вот так углубились. Когда мы сюда попали, мы были примерно вот на этом уровне. Сверху валялся металл, мусор. И примерно столько же у нас впереди».

Тонны земли, лопата за лопатой, отправляются наверх. И в этом грунте кусочки изразцов, довоенные батарейки, черепица. Этот огромный колодец сразу же породил легенду: между замком и городом под водой был подземный ход. Но на самом деле это лишь тоннель, построенный в 16-м веке под стены крепости, который позволял выйти на стену, к пушкам.

Раскопки ведутся на всей территории замка. Никто не знает, что покажет следующий снятый слой грунта. Очередной кирпич с клеймом или подземный ход? Об этом, в отличие от башни, не было ни упоминаний, ни отметок на картах. Семь с половиной метров. Куда он выведет, зачем был сделан и когда? Винный погреб, холодильник, путь для отступления? Неизвестно. Специалисты для работы изготовили 3D-модель, но основным инструментом археологов по-прежнему остаётся не компьютер, а лопата.

Максим Облендер, корреспондент: «Находки самые разные. 16, 17, 20 век. Маленькие и вот такие огромные. Ещё 150 лет назад на этом месте была вымощенная булыжником дорога. Но после войны в замке проживало несколько семей, а земли не хватало. И здесь посадили картошку, завезли грунт, а сейчас снова мостовая, выросшая в буквальном смысле из-под земли».

Из под земли извлекли и этот кирпич с начерченным полем. Развлечение простолюдинов и королей – «Мельница». Игру и сегодня можно купить в магазине, есть и её компьютерные варианты.

Но на таком поле вам вряд ли где предложат сыграть. Судя по размеру и составу блока – 16-й век, поле выдавили ещё на сырой глине и только потом обожгли. Похожую игру ранее находили в Старой Ладоге, но то на деревянном поле, а тут кирпич!

Александр Смирнов, заместитель директора Выборгского объединенного музея-заповедника: «Кирпич был в слое строительного мусора. На сторонах есть следы раствора, возможно, его потом употребляли в кладку, вообще это очень маленькое поле для этой игры, возможно его делали дети».

Парк Монрепо сейчас тоже напоминает стройплощадку. У берега два больших раскопа. На этом месте стоял дом конюха, в нём хранили лодочный инвентарь, а рядом этим летом археологи обнаружили баню. Примерное время постройки — рубеж 18-19 веков. Постройка была деревянная, по фундаменту установили: два помещения, в одном стояла печь. Выход направлен к воде, ясно и без археологов: в 18 веке тоже любили прыгать в воду, выбежав из парной.

Светлана Подзорова, заместитель директора по реставрации и сохранению объекта культурного наследия: «Археологи здесь обнаружили фрагмент печной створки чугунной, после того, как все эти материалы пройдут все инстанции, они пойдут к нам в музей, и мы сможем их показывать как экспонаты».

Максим Облендер, корреспондент: «Слой земли в Монрепо тонкий. Полметра, а дальше вот – скала. Здания здесь ставили прямо на камень. Слой раствора и сразу кирпичи. И именно благодаря скале и сейчас можно установить облик постройки. Здесь было основное помещение, а тут две симметричные пристройки – два флигеля».

Фундаменты, скорее всего, оставят в таком виде. Рядом могут установить информационные щиты, но восстановлению находки не подлежат: во-первых, это дорого, во-вторых, время ушло, слишком долго они разрушались под землёй.

Максим Облендер, корреспондент: «И это еще загадка Выборга: сколько бы эти удивительные находки пролежали в земле, если бы не раскопки и реставрация? Сколько еще сундуков богатств скрывают многочисленные разрушенные здания, так долго ожидающие реставрации, что в них уже тоже запросто можно оставлять капсулы времени для потомков?»