Национальный центр исполнительских искусств Китая привез нам музыкальную версию, по всему выходит, классики русской драматургии. Нужно сказать, что сюжет этот в Китае воспринимают даже ярче, чем у нас. Что видят жители Поднебесной в этой военной истории пятерых зенитчиц, ценой жизни остановивших отряд фашистских спецназовцев?

Говорят, что это даосская по сути притча о том, что никакая сила не в состоянии превозмочь одухотворенную слабость. Для нас же более любопытно такое вот отстраненное восприятие страдания в условности оперного искусства. Вероятно, современникам событий Дон Карлоса или Царской невесты странновато было бы слушать рассказ в таком подчеркнуто художественном оформлении. Вот и нам как-то диковаты и детали сцены, и сами певицы – в накладных блондинистых волосах и чумовых пилотках.

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» очень популярна в Китае. Она выдержала несколько переизданий, входит в обязательную школьную программу, часто идет в театре. А в 2005 году даже появился телесериал, где автором сценария выступил сам Борис Васильев. И вот новая премьера – теперь на оперной сцене.

Опера была поставлена Национальным центром исполнительских  искусств, который еще называют местным Большим театром, в честь 70-летия победы над фашизмом. С неизменными аншлагами она идет в Китае уже три года. Одной из причин такого успеха называют легкую для восприятия музыку Тан Цзянпина, который виртуозно объединил  европейскую традицию и русский фольклор. Эти мелодии известны каждому, кто знаком с русской культурой.

Для китайцев открытие России выглядит так: березки, зенитка и огромная массовка в форме, которая произносит довольно простой текст. В схожем ключе ставили патриотические произведения в театре Советской  Армии. Впрочем, антуражем эта новая китайская наивность и заканчивается. Ведь на сцене почти не звучат выстрелы, и нет ни одного фашиста. Но есть атмосфера ужаса войны и незащищенности перед неизвестным будущим, когда жизнь может оборваться в любой момент.

Секрет успеха повести Бориса Васильева и ее многочисленных постановок в Китае  можно объяснить. Ведь, несмотря на все богатство наших реалий в тексте, эта история сама по себе общечеловеческая. Пять совсем еще молодых девочек, наивных, красивых, умных, у них впереди  ся жизнь. Им так хочется любить и быть любимыми.  Но они идут на войну, чтобы защитить свою Родину, и  гибнут.  Абсолютное добро против абсолютного зла. В современном мире полутонов настоящая прививка от цинизма.