Владимир Кошелев,хранитель коллекции музыкальных инструментов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства:

В истории фортепиано очень яркое, интересное место занимает вертикальное фортепиано. Это предтеча нашего пианино.

Петербург в 1810-1820 годы был просто наполнен этими вертикальными фортепиано. Как только его не называли: стоячее флигель-фортепиано, стоячее фортепиано «жираф», стоячее фортепиано-кабинет и, наконец, в 1822 году — письменное свидетельство, продавалось фортепиано стоячее шкап.

Музей приобрёл его в 1907 году с такой легендой, что, мол, в Россию, в Петербург привёз его из Англии во времена Александра I князь Барятинский. Это трёхполочный шкаф, дорогая мебель. Потому что наш инструмент фланирован красным деревом, по нему пущен молдинг, он на подстолье с латунными ножками и колёсиками. Он уже элегантен, как рояль. Но это шкаф, предмет, который можно использовать двояко. Открыв дверку, хозяин может взять с полки графин, взять пару или тройку рюмок и угостить своих гостей. Или взять с полки ноты, поставить на пюпитр и играть. И играть уже не только лёгкую и популярную музыку, но на 70 клавишах этого инструмента можно играть и Гайдна, и Моцарта, и Бетховена — всё, что сочинялось в то время, например, в Петербурге.

На вертикальные инструменты мода закончилась около 1830 года. Мы же храним эти инструменты, эти подлинники, как документы, чтобы познакомить наших посетителей с подлинным звучанием того или иного инструмента, той или иной музыки.