лана конокотина, корреспондент:
Висячий сад Эрмитажа со всех сторон защищён от ветра, а благодаря удачной ориентации — с севера на юг – он максимально освещён в течение всего дня. Вследствие этого особенного микроклимата растения после зимней спячки здесь просыпаются намного раньше, чем в других садах города, цветут дольше, а период листопада здесь наступает позднее.

Не так давно после реконструкции саду вернули исторический облик середины 19-го века. Именно таким, с такими растениями, его спроектировал архитектор Владимир Петрович Стасов. В начале же екатерининского правления сад был намного меньше, камернее. Летом он наполнялся ароматами цветов и пением райских птиц. Для того, чтобы пернатые не улетали, по всему периметру были натянуты сетки.

Мария Дубровская,научный сотрудник Отдела истории и реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа:
Екатерина Вторая очень любила свой сад. И был сделан очень интересный приём. Вход в покои графа Орлова – это была зеркальная комната. И юная, трепетная Екатерина пробегала через сад, вбегала в покои графа Орлова, и она вся отражалась в зеркалах.

Зимой в саду устраивались ледяные горки для маленького Павла. Заснеженное пространство также украшалось разноцветными стёклами и камнями. Композиции из них переливались всеми цветами радуги и напоминали миниатюрные клумбы. Во времена Екатерины в саду уже присутствовала и мраморная скульптура, в большинстве своём — аллегорическая.

лана конокотина, корреспондент:
Бог солнца Аполлон отвечает за хорошую погоду в Висячем саду. Правда, в наших петербургских реалиях заметнее активность Юноны. Она отвечает за воздух, влагу, дожди и следит за тем, чтобы сад не пересыхал.

Но Романовы не желали постоянно зависеть от капризов переменчивой погоды. Ещё для Екатерины была создана первая оранжерея. В середине же 19-го столетия архитектор Штакеншнейдер в северной части Висячего сада проектирует масштабный зимний сад.  

Мария Дубровская,научный сотрудник Отдела истории и реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа:
Очень романтично описывали зимний сад во времена приёмов в павильонном зале. Когда открывались двери в зимний сад, а в зимнем саду выставляли огромное количество ландышей. И весь павильонный зал был напоён ароматом этих ландышей.

После революции уход за садом был минимален. В застеклённой, зимней, его части стали выпадать стёкла. В итоге, эту часть пришлось разобрать. Сад же под открытым небом так или иначе продолжал существовать. В трагические военные годы он превратился в гигантский огород. Запечатлённые на блокадных рисунках грядки помогли выжить многим оставшимся в городе сотрудникам музея.  

Мария Дубровская,научный сотрудник Отдела истории и реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа:
Очень интересно, у нас в архиве сохранились документы – книжки садоводов. То есть каждому садоводу давался свой участочек, давалась своя книжечка, в которой он записывал, что сажал и какого размера у него был участок.

Прошли года и любимый сад Екатерины вновь стал безлюдным и тихим, своеобразным «приютом отшельника». За этим «оазисом на крыше» можно понаблюдать только сквозь окна, в летнее время часто открытые, слушая журчание воды в фонтане и вдыхая ароматы тюльпанов и роз особенного сорта, сорта «Эрмитаж».